Как известно, «два еврея – три мнения». Израиль своей операцией в Газе усугубил разрыв между, с одной стороны, сионистами и заступниками Израиля и, с другой, религиозными и светскими евреями, которые отвергают сионизм и саму идею отдельного государства для евреев. Но ещё больше евреев колеблется где-то посередине. Многие уже давно критикуют действия Израиля, но не ставят под сомнение «право Израиля на существование».
Эту странную риторическую формулу ввело в оборот израильское правительство в противовес якобы существующей угрозе физического уничтожения населения Израиля. Однако ни одно государство к этому не призывает. Даже Иран, пожалуй, самый принципиальный противник Израиля, требует лишь отказа от его сионистской идеологии, на которой зиждется узаконенная дискриминация палестинцев. Под контролем Израиля между Средиземным морем и рекой Иордан живёт более 14 млн человек: граждане-евреи (7 млн), граждане-палестинцы (2 млн) и палестинцы на занятых Израилем в 1967 г. территориях (5 млн).
Большинство евреев мира живёт в странах либеральной демократии. Однако многим из них тоже трудно представить, что Израиль может изменить свой политический уклад, например, как это сделала несколько десятилетий назад ЮАР, обеспечив равноправие всем своим гражданам, в том числе и тем, кто некогда был приписан к «бантустанам», своего рода гетто, изобретённым для увековечивания апартеида.
Многие наблюдатели уже давно называют Газу тюрьмой под открытым небом. Жестокость атаки 7 октября 2023 года на юге Израиля показывает, сколь сильную ненависть разжигает безысходное положение блокированных со всех сторон палестинцев Газы. Спровоцированные этим нападением израильские действия уже привели к гибели тысяч человек, в большинстве женщин и детей. На одну из самых густонаселённых территорий в мире было сброшено за полтора месяца более 25 тысяч тонн взрывчатки – эквивалент атомных бомб, разрушивших Хиросиму и Нагасаки в 1945 году. Эти действия Израиля вызывают многотысячные протесты по всему миру. Беспрецедентно активное участие принимают в них евреи и еврейские общественные организации.
Вскоре после начала израильской операции против Газы сотни демонстрантов-евреев организации “Not in Our Name” («Не от нашего имени») блокировали Центральный вокзал Нью-Йорка, призывая к немедленному прекращению огня. Неделей раньше, закутанные в талесы (молитвенные облачения) иудеи, устроили сидячую забастовку перед зданием Конгресса США в Вашингтоне. Призвав к прекращению насилия, они открыли молитвенники и начали читать древние слова, которые поддерживали евреев в тяжёлые времена на протяжении многих поколений. У подножия Статуи Свободы в Нью-Йорке евреи развернули транспаранты с надписью: «Палестинцы должны быть свободны».
В демонстрациях в поддержку палестинцев маршируют и издавна отвергающие сионизм харедим (ультра-ортодоксальные евреи). Эти глубоко верующие люди, для которых Земля обетованная – не просто оборот речи, считают святотатством, что сионистское государство спекулирует на религии и использует Тору как орудие политики и легитимации захвата земель. Более того, именно в сионизме они видят коренную причину кровавого конфликта, от которого страдают ни в чём не повинные евреи и палестинцы.
Израиль построен на идеологии сионизма – своего рода европейского этнического национализма. С самого начала сионисты презирали традиционных евреев и иудаизм, стремясь создать новое общество и нового человека, в том числе бесстрашного воина-еврея. Успех несомненен: мобилизованное общество и грозная высокотехнологичная армия.
Упор Израиля (а до этого и поселенцев-сионистов на военную силу) объясняется тем, что Израиль – самый поздний проект поселенческого колониализма. Колониализм всегда опирался на силу.
В эпоху зарождения сионизма, на рубеже XIX и XX веков, колонизация не была чем-то одиозным, а считалась в западном мире нормой. Один из крупнейших банков Израиля, Леуми, назывался в своё время «Еврейский колониальный трест». Но сегодня Родезия и Алжир остались в прошлом. ЮАР освободилась от официального апартеида. В Америке и Океании поселенцы из Европы обеспечили успех своим колониальным планам, практически истребив местное население ещё в XIX веке.
Израиль же приступил к массовым этническим чисткам лишь в 1947 г., когда уже набирало обороты антиколониальное движение. Израильский историк Бенни Моррис одним из первых документально доказал проведение сионистами этнических чисток. Позже он высказал сожаление, что сионисты не довели дело до конца, как белые американцы, аргентинцы или австралийцы, избавившиеся от большей части местного населения. В результате, как уже было сказано, сегодня на контролируемых Израилем землях проживает примерно равное количество палестинцев и евреев, но большинство палестинцев лишено политических прав.
Для многих иудеев уже давно очевидны противоречия между исповедуемым ими иудаизмом с его упором на смирение, сострадание и благотворительность и сионистской идеологией. Тем временем в Израиле утвердилась сравнительно новое течение иудаизма – национал-иудаизм, или дати-леуми на иврите. Некогда миролюбивая основанная в Вильно в 1902 г. организация по обеспечению религиозных нужд евреев в Палестине в условиях Израиля постепенно переродилась. Придавая cионизму религиозный смысл, она воспитала молодёжь, которая не хотела ждать милости от истории и активно взялась за освоение занятых Израилем в 1967 г. палестинских территорий. Можно сказать, что сегодня именно последователи национал-иудаизма, хотя их всего около 10 процентов от еврейского большинства в Израиле, являются авангардом израильского общества.
Из недр национал-иудаизма вышло немало поборников террора: видные члены сегодняшнего израильского правительства, некоторые из которых были даже осуждены за терроризм израильским правосудием, а также Игаль Амир, убийца решившегося на компромисс с палестинцами премьер-министра Ицхака Рабина, и Барух Гольштейн, застреливший в еврейский праздник Пурим десятки погружённых в молитву мусульман. Национал-иудаизм является идеологией самых решительных поселенцев на Западном берегу реки Иордан, которые после начала войны в Газе усилили лишения собственности и даже убийства палестинцев. Эти вооружённые автоматами боевики с гордостью дополняют то, что израильская армия с помощью танков, бомб и ракет делает в Газе.
Поэтому немало евреев по всему миру сегодня задаются вопросом, а хорошо ли для евреев такое хронически порождающее насилие государство.
То, что этот вопрос многие задают только сейчас, отражает успех продвижения Израилем бренда «еврейского и демократического государства». Впрочем, в самом Израиле внутренняя противоречивость этой формулы очевидна многим: демократию на благо лишь одной группы населения демократией называть трудно.
Массированные бомбардировки Газы открывают глаза тем евреям, кто в течение десятилетий предпочитал не замечать изгнания и притеснения палестинцев. Многие евреи вне Израиля испытывают смешанные чувства. В ужасе как от нападения ХАМАС на Израиль, так и от беспощадного ответа Израиля, они наблюдают резкий рост антиеврейских настроений и антисемитских актов насилия. Недавние нападения на евреев и еврейские учреждения от Махачкалы до Лондона и Монреаля – тревожный тому пример.
Мусульмане тоже становятся мишенью, о чём свидетельствует трагическое недавнее убийство шестилетнего мальчика палестинского происхождения.
Когда Израиль заявляет, что он является государством всех евреев мира, он тем самым превращает их в заложников своей политики и действий. Среди евреев есть те, кто безоговорочно поддерживает Израиль, и те, кто его осуждает. Но ни те, ни другие никоим образом не влияют на действия Израиля. Они похожи на болельщиков, которые следят за развитием событий со стороны. Нападать на евреев из-за действий израильской армии – не только проявление антисемитизма, но и мощная поддержка основного постулата сионизма: только в Израиле евреи могут жить в безопасности.
Массовые протесты по всему миру в поддержку палестинцев не снижают интенсивность израильского возмездия в Газе и не останавливают поставки американского оружия для его продолжения. Есть от чего впасть в отчаяние. Но иудейская традиция призывает проявлять настойчивость даже в, казалось бы, безнадёжных обстоятельствах: «Не обязан ты завершить дело, но и не вправе отказаться от него…».
Поэтому евреи продолжают протестовать против израильских действий в Газе. Эти протесты освобождают их от эмоциональной хватки Израиля, и это касается самых разных еврейских общин – ашкеназских и сефардских, от строго соблюдающих до более либеральных. Так, ультраортодоксальный критик Израиля, обычно с неприязнью относящийся к реформистскому иудаизму, недавно согласился с реформистским раввином, который заявил: «Когда евреи – сторонники Израиля за рубежом не высказываются против катастрофической политики, не гарантирующей безопасность его граждан и не создающей климата, способствующего поиску справедливого мира с палестинцами… они предают вековые принципы иудаизма».
Евреи протестуют, ибо взрыв насилия на Святой земле угрожает не только евреям и палестинцам и даже не только Ближневосточному региону.
Существует израильская военная доктрина, носящая имя библейского Самсона, который раздвинул столбы храма, обрушил крышу и убил себя и тысячи захвативших его филистимлян с криком: «Дайте мне умереть с филистимлянами!» (Книга Судей 16:30). Согласно этой стратегии, ядерный арсенал Израиля может быть использован, если страна окажется перед непреодолимой экзистенциальной угрозой. Никто точно не знает, какая из угроз может быть воспринята как экзистенциальная: только ли физическое уничтожение населения или, например, беспрецедентное международное давление с целью положить конец сионистскому укладу Израиля тоже. Для многих израильтян даже равноправие палестинцев – граждан Израиля уже представляет угрозу. А что будет, если гражданами станут все находящиеся под властью Израиля палестинцы?
Но надежда есть. Англия веками угнетала Ирландию. Франция и Германия веками воевали друг с другом. Что нужно сделать, чтобы израильтяне и палестинцы жили в мире? Многие евреи и ещё больше палестинцев убеждены, что необходимо избавиться от схожего с апартеидом сионистского уклада Израиля, который с момента своего создания опирается на силу. Они считают, что порочному кругу насилия наступит конец только тогда, когда все жители Святой Земли получат равные права и станут частью будущего политического урегулирования (одно государство, два государства или что-то ещё). Именно эта надежда вдохновляет евреев, протестующих против войны, ведущейся якобы от их имени в Газе.
Автор: Яков М. Рабкин, автор книг «Еврей против еврея: иудейское сопротивление сионизму» и «Современный Израиль», заслуженный профессор истории, сотрудник Центра международных исследований Монреальского университета (CÉRIUM)
Текст: Авторизованный вариант английского оригинала (оригинал: Presenza — International Press Agency)
Источник Source