Пока продолжается конфликт на Украине, а сектор Газа подвергается обстрелам и бомбардировкам, обеспокоенность Китая собственной безопасностью, особенно в Тихом океане, растёт. Налицо разногласия между США и Китаем по таким вопросам, как проблема Тайваня, морские споры Китая с рядом стран, включая Филиппины, а также ухудшение отношений Китая с Японией и Южной Кореей. За всеми этими трудностями Китай видит руку США.
Неоднократные заявления Китая о его позиции в отношении мирного возвращения Тайваня встречают открытое негодование со стороны США, поддержанное такими их союзниками, как Канада и некоторые европейские страны. Продолжая отправлять оружие на остров и ободрять тайваньский режим, Белый дом делает ставку на «стратегическую двусмысленность», хотя по-прежнему утверждает, что США «не поддерживают независимость Тайваня». Китай, похоже, исчерпал свое терпение в попытках играть с США в открытую.
Плохая новость для Китая заключается в том, что США не останавливаются на достигнутом. Сохраняя военные базы в Японии, Южной Корее, на Филиппинах, в Сингапуре, а также так называемых «военных инструкторов» на Тайване, целью которых является сдерживание «потенциального вторжения Китая на Тайвань», США надеются, что Китай всё же поддастся запугиванию. До недавнего времени даже Япония и Австралия присоединялись к американским стараниям отвратить Китай от силового присоединения Тайваня.
Но теперь ситуация изменилась. Всё больше и больше информации, что американские и канадские военные корабли, пересекающие Тайваньский пролив, постоянно встречаются с китайскими судами береговой охраны, внимательно наблюдающими за их «свободой судоходства». Сообщается также, что китайские истребители неоднократно следили за провокационными полётами американских самолётов вблизи береговой линии Китая, предупреждая последних держаться подальше от воздушного пространства Китая.
С тех пор как «Бонгбонг» Маркос стал президентом Филиппинах, внешняя политика страны, судя по всему, склонилась в сторону США. В ней появилось больше военных баз для размещения американских войск. Результатом стал недавний обмен обвинениями между Китаем и Филиппинами по поводу столкновения судов в спорных водах Южно-Китайского моря. Китай обвиняют в попытках блокировать филиппинские суда снабжения. Ответные заявления Пекина, разумеется, иные.
На севере Тихого океана регулярно проходят совместные военные учения Китая и России, осуществляется совместное патрулирование. Это, похоже, успешно сдерживает растущие амбиции Японии, а иногда и Южной Кореи, по крайней мере на данный момент. Кроме того, в южной части Тихого океана инициативы Китая по сотрудничеству с островными странами в последние годы беспокоят США до такой степени, что Белый дом даже провёл в конце сентября саммит США – тихоокеанские островные государства.
Поскольку исторически этот регион не воспринимался США как приоритетный, мотивы США вызывают сомнения. Китай, напротив, рассматривает островные страны как партнёров по развитию, и поэтому лидеры таких стран, как Соломоновы Острова и остров Ниуэ, даже не появились в Вашингтоне. Данные, опубликованные Институтом Лоуи, показали, что в период с 2006 года по 2017 год Китай предоставил тихоокеанским островам помощь в виде грантов и кредитов на сумму около 1,5 миллиарда долларов.
США стремятся окружить Китай с помощью военных баз у своих традиционных союзников, недавно созданного альянса AUKUS и даже попыток расширения НАТО в Тихоокеанский регион. Китай с успехом срывает их усилия, убеждая соседей в регионе в необходимости мирного развития. Он является важным торговым партнёром стран АСЕАН. Более того, в результате ратификации Пекином соглашения о Всеобъемлющем региональном экономическом партнёрстве оно стало крупнейшей в мире по объёму торговой зоной, объединяющей Камбоджу, Индонезию, Лаос, Мьянму, Филиппины, Таиланд, Бруней, Малайзию, Сингапур, Вьетнам, Южную Корею, Японию, Австралию, Новую Зеландию и Китай.
Безусловно, для Китая торгово-экономическое сотрудничество всегда было несекретным оружием, позволяющим противодействовать американским попыткам оттеснить или демонизировать Китай. Следует признать, что почти все проблемы, с которыми Китай сталкивается в Тихоокеанском регионе, связаны с боязнью США потерять региональное доминирование и, следовательно, гегемонию в мире.
Критики внешней политики США, некоторые известные американские стратеги, в частности Джон Миршаймер, возможно, не до конца осознают, что Китай на самом деле борется с США не за глобальное доминирование, а за сосуществование.
Можно возразить на это, что сдержанный и неконфронтационный подход Китая к международным отношениям, отражающий китайскую культуру, непонятен большинству западных стран, включая США, которые привыкли скорее к открытым конфликтам по вопросам, в которых существуют разногласия. Однако для Китая неожиданностью стала устойчивая реакция некоторых азиатских стран на риторику США о так называемой китайской угрозе.
С китайской точки зрения эти страны, имеющие схожие культурные корни, должны осознавать стремление Китая к невмешательству и торгово-ориентированный характер его политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако они либо чрезмерно оппортунистичны, либо притворяются теми, кем не являются. Какими бы ни были причины, легкомысленная или ошибочная политика этих стран станет дополнительной проблемой для Китая в будущем.
Хотя многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона открыто заявляют, что не хотят принимать чью-либо сторону в геополитическом конфликте между крупными державами, традиционное влияние США в регионе нельзя недооценивать. Казалось бы, беспристрастная, но на деле проамериканская позиция Сингапура является типичным примером и тревожным сигналом для Китая, который, хотя и чувствует разочарование, быстро начал осознавать прагматизм стран региона.
Тем не менее решение тайваньской проблемы при любых обстоятельствах остаётся на первом месте в повестке дня Китая. Будучи единственной страной из «большой пятёрки» Совета Безопасности ООН, у которой до сих пор не решён вопрос о территориальной целостности, Китай ожидает, что весь мир поймёт его решимость объединиться с Тайванем в рамках «Единого Китая», причём сила будет последним средством. Это неоднократно провозглашалось основным национальным интересом и главным приоритетом страны. Совсем недавно этот сигнал был громко и ясно озвучен министром иностранных дел Китая во время его визита в Вашингтон и в выступлениях китайских генералов на Сяншаньском форуме в Пекине.
Председатель Китая Си Цзиньпин на днях встретился с президентом США Джо Байденом в Сан-Франциско. Но пока слишком рано прогнозировать, что в скором времени американо-китайские отношения потеплеют. Американское «глубинное государство» продолжает воспринимать Китай как долгосрочный вызов для США. Это трудно изменить, и лучшее, на что можно надеяться, что обе страны в ближайшем будущем не допустят перерастания своей конкуренции в открытую конфронтацию на любом фронте.
Автор: Нельсон Вонг, вице-президент шанхайского Центра стратегических и международных исследований
Международный дискуссионный клуб «Валдай»
Источник Source