Будапешт и Варшава: сотрудничество поневоле?

В Польше работает новое правительство в составе «Гражданской коалиции», «Третьего пути» и «Левых». Пост премьера занял лидер «Гражданской коалиции» и партии «Гражданская платформа» Дональд Туск. Очевидно, что любое польское правительство на данном этапе будет антироссийским. Интересен другой аспект – изменятся ли отношений Варшавы и Будапешта, которые, несмотря на кардинальные расхождения по российскому вопросу, были при прежнем правительстве едины в отношении многих других тем. Прежде всего, во взглядах на европейскую интеграцию.

Несмотря на обещания Дональда Туска вернуть Польшу в политическое русло ЕС, «положив конец восьмилетнему правлению националистов», Варшаве и Будапешту придётся тесно сотрудничать на международной арене, как бы лидер Гражданской платформы ни относился к Виктору Орбану и политике венгерского правительства.

У Венгрии и Польши совпадают многие внешнеполитические цели: получение оставшихся замороженных средств из еврофондов, европейская интеграция Западных Балкан, продвижение Восточного партнёрства (с поправкой на отношения Будапешта и Киева), диверсификация энергетических ресурсов, жёсткая позиция по нелегальной миграции, укрепление европейской безопасности, тесная кооперация по всем обозначенным вопросам в рамках Вишеградской группы (V4). Страны так или иначе будут вынуждены взаимодействовать на внешнеполитическом треке и поддерживать друг друга в полемике с официальным Брюсселем.

На встрече V4 в Праге 22 ноября 2023 г. президент Венгрии Каталин Новак отметила предстоящее председательство Венгрии в ЕС во второй половине 2024 г. и председательство Польши в V4, начинающееся в июле следующего года, и выразила надежду на то, что две страны станут «серьёзными союзниками» в течение этого периода.

На встрече Новак предложила удвоить годовой бюджет Вишеградского фонда в размере 10 млн евро, что позволило бы увеличить поддержку программ, направленных на укрепление сотрудничества между вишеградскими странами, и потенциально поддержать даже те государства, которые не входят в группу, но являются её партнёрами (речь идёт о Западных Балканах).

Относительно средств из еврофондов, в полноценном выделении которых Брюссель отказывает Будапешту, президент Новак заявила, что это сугубо политический вопрос (который может быть решён при правильно оказанном давлении), так как Венгрия выполнила все критерии и реформы в правовой сфере, установленные Европейской комиссией, но так и не получила финансирования, на которое имеет право. 21 ноября стало известно, что Польша получит более 5 млрд евро от ЕС после того, как Еврокомиссия положительно оценила пересмотренный план восстановления экономики страны, включающий зелёные реформы и инвестиции.

Польша, Украина и их «правильные» враги

Алексей Миллер, Фёдор Лукьянов

Какую роль фактор Украины играл и играет для поляков? Как формировалась украинская диаспора в Канаде? Случайно ли недоразумение с аплодисментами «ветерану борьбы с Россией» в канадском парламенте? О непростых отношениях Польши и Украины Фёдор Лукьянов поговорил с Алексеем Миллером, профессором Европейского университета в Санкт-Петербурге, в интервью для передачи «Международное обозрение».

Подробнее

Польским властям, в свою очередь, нужна поддержка стран Вишеградской четвёрки и Венгрии в частности по спорным экономическим вопросам, связанным с Украиной. Правительство Польши встало на сторону не только своих ранее протестующих фермеров, но и дальнобойщиков, которые несут убытки от логистических поблажек украинской стороне. Польские перевозчики с 6 ноября блокируют украинские грузовики на трёх КПП. Министр инфраструктуры Польши Анджей Адамчик обратился к Еврокомиссии с просьбой возобновить для украинцев процедуру получения разрешений на международные перевозки, которые были отменены соглашением между ЕС и Украиной с 1 июля 2022 года.

Проблемным моментом сотрудничества между Венгрией и Польшей может стать вопрос поддержки Украины по вступлению в Европейский союз и НАТО. Отношения между Венгрией и Украиной только ухудшались с 2014 г., когда Будапешт начал блокировать инициативы Киева относительно сближения с НАТО и ЕС. Ключевым вопросом остаётся отношение украинского правительства к правам венгерского меньшинства в Закарпатье.

На данном этапе Будапешт не будет поддерживать Украину в её евроатлантических устремлениях, пока киевские власти не выполнят следующие требования: отмена или тщательное реформирование законов о языке и об образовании (на встрече V4 в Праге президент Венгрии Новак подчеркнула, что положение венгерского меньшинства на Украине не может быть «предметом переговоров», и попросила своих коллег по V4 уделять повышенное внимание этому вопросу), удаление банка ОТР из украинских чёрных списков «спонсоров войны», прекращение огня и мирные переговоры с Россией.

Вместе с тем, касательно военных действий на Украине, в своём выступлении в Праге Новак подчеркнула, что общая позиция V4 заключается в том, что «Россия не должна выиграть войну». А так как премьер-министр Орбан повторяет тезис: «Россию не победить на поле боя», – можно сделать вывод, что правительство Венгрии на данном этапе выступает именно за заморозку российско-украинского конфликта.

Будапешт и Варшава имеют разные позиции по антироссийским санкциям. Правительство Венгрии не перестаёт призывать к отмене экономических санкций против Москвы. Венгрия критикует планы ЕС ввести двенадцатый пакет антироссийских санкций без анализа негативных последствий на экономику сообщества от предыдущих одиннадцати, не поддерживает санкции против атомной сферы, говорит о контрпродуктивности такой европейской политики.

Польша остаётся последовательна в вопросе санкций против России, а также в обеспечении Украины военной логистикой и тренировочными лагерями для её солдат (несмотря на трения в экономической сфере, где польские власти ясно дают понять, что хотят быть только выгодоприобретателями от российско-украинского конфликта). Любое руководство Польши традиционно рассматривало Россию как экзистенциальную угрозу и источник нестабильности на восточном фланге НАТО. Позиция Варшавы лишь укрепилась после февраля 2022 г., и при любом правительстве Польши можно ожидать отношения к РФ только в духе агрессивного «неопрометеизма».

Ещё одним препятствием для успешной кооперации может стать уверенность любых властей в Варшаве в том, что польское государство должно стать лидером не только Центральной и Восточной Европы, но и всего Европейского союза.

В мае 2024 г. страны V4 будут отмечать двадцатилетие своего вступления в ЕС. Хотя формат V4 был создан для заполнения вакуума, возникшего после окончания холодной войны и распада СССР, с тех пор группа превратилась в средство обсуждения и освещения региональных устремлений и целей стран Центрально-Европейского региона.

Польша всё больше позиционирует себя как лидер субрегиональных энергетических, экономических и военных проектов вроде «Инициативы трёх морей» и «Бухарестской девятки», обращаясь с Венгрией, Словакией и Чехией как с «младшими партнёрами», из-за чего теряется характер равноправного сотрудничества в V4. Это разрушает планы Венгрии использовать Вишеградскую четвёрку как платформу для своего влияния внутри ЕС, а в перспективе и расширить данную площадку до чего-то большего.

Германия и Франция не могут преодолеть разногласия по важнейшим для Европы вопросам, а президент Эммануэль Макрон предлагает множество идей, которые никогда не станут реальностью. Таким образом, Европейский союз оказывается в тупике, не в состоянии договориться о новых фискальных правилах, о том, как пополнить бюджет ЕС, или о программе реформ, которые помогли бы интегрировать Украину в объединение. Всё чаше появляются аналитические материалы, согласно которым именно Польша (при активной поддержке США) сможет решить эти насущные проблемы.

Одновременно Берлин и Париж выступают за полноценное реформирование структуры Евросоюза, которое может привести к созданию нескольких эшелонов стран по их политическому и экономическому весу, то есть по сути голоса членов ЕС не будут иметь одинаковой силы при обсуждении общеевропейских вопросов. Это позволило бы избежать процесса по рассмотрению статьи 7 процедуры верховенства права Европейского союза в отношении Венгрии и Польши.

В таком случае интересы Будапешта и Варшавы вновь пересекутся, и их правительствам придётся продвигать как Восточное партнёрство, так и интеграцию Западных Балкан для создания коалиции стран – новых членов ЕС в противовес так называемой «Старой Европе».

Quo vadis, Polonia?

Дмитрий Буневич

Как ни странно, поляков и Польшу можно рассматривать как относительно молодую нацию и неопытное государство с чрезвычайно незначительным багажом самостоятельной политической и международной жизни.

Подробнее

Источник Source

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *