Правительство считает, что «возможно небольшое увеличение общего воздействия радиоволн при добавлении 5G к существующей сети или в новом районе», но «это не должно иметь последствий для здоровья населения». Так ли это на самом деле? На основании каких данных было сделано это заявление?
Я только что ознакомился с четырьмя исследованиями 5G, проведенными в этом году профессорами Леннартом Харделлом и Моной Нильссон, в которых у восьми человек появились изнурительные симптомы после установки мачт 5G рядом с их жильем, где были проведены точные измерения излучения. Полученные результаты ставят под сомнение заявление правительства.
Неужели наше правительство проигнорировало всемирные призывы и консенсусные заявления независимых ученых и врачей, призывающих пересмотреть рекомендации по безопасности и остановить развертывание 5G на основе исследований гораздо более низких уровней излучения до 5G? К ним относятся:
— 433 ученых, подписавших обращение ЕС по 5G,
— 259 ученых из 44 стран, подписавших международное обращение ученых, изучающих ЭМП
— 164 ученых и врачей, а также 95 неправительственных организаций, подписавших Обращение по ЭМП.
Кроме того, по инициативе Инициативы врачей по радиации и окружающей среде (Physicians’ Health Initiative for Radiation and Environment, PHIR) британские и международные медицинские и научные эксперты подписали Консенсусное заявление 2020 года о влиянии неионизирующего излучения на здоровье человека, подписанное организациями, представляющими 3500 врачей по всему миру.
Ведущим автором четырех тематических исследований 5G является профессор Харделл, онколог и ведущий научный сотрудник Шведского исследовательского фонда по проблемам окружающей среды и рака. Он первым в мире опубликовал результаты о повышенном риске развития рака при использовании мобильных телефонов. Его соавтор, Мона Нильссон, является директором Шведского фонда радиационной защиты, который в отсутствие информации от правительства или СМИ стремится информировать людей о рисках.
Но прежде чем мы рассмотрим конкретные примеры 5G, давайте вкратце расскажем о том, что уже известно о рисках для здоровья, связанных с предыдущими технологиями мобильной связи. В обновленном отчете Bioinitiative Report перечислены тысячи исследований, посвященных негативному влиянию на здоровье технологий, предшествовавших появлению 5G. Большинство исследований показывает:
Выявлена четкая и последовательная картина неблагоприятных эффектов, которые лежат в основе механизмов, с помощью которых РЧИ [радиочастотное излучение] может вызывать рак, наблюдаемый в человеческих популяциях. Из 261 исследования, посвященного изучению окислительных эффектов при воздействии РЧР, в 240 (91%) были выявлены повреждения. Из 346 исследований, посвященных влиянию радиочастотного излучения на гены, 224 (65%) сообщили о генетических повреждениях. Окислительный стресс и генетические повреждения являются основными механизмами, приводящими к развитию рака. Кроме того, воздействие РЧР вызывает последствия для мозга и поведения. Из 336 опубликованных исследований, посвященных неврологическим эффектам РЧР, 73% сообщили о наличии эффектов и только 27% — об их отсутствии.
Переходим к самому 5G, что же в нем отличается? В нем пока не используются диапазоны миллиметровых волн, поскольку они будут выделены примерно до 2025 г. для использования в 70 городах Великобритании. Актуальную информацию о медицинских исследованиях в области миллиметровых волн можно найти на этой веб-странице, подготовленной Джоэлом М. Московицем, доктором наук из Школы общественного здравоохранения Калифорнийского университета в Беркли. В настоящее время в Великобритании 5G работает на более низких частотах 3,4-3,8 ГГц, но новизна заключается в добавлении новых сложных технологий, таких как beamforming, massive MIMO и фазированные решетки. Профессор Харделл отмечает:
Эффекты воздействия зависят не только от несущей частоты, например 3,5 ГГц, как для 5G, но и, что, возможно, более важно, от модуляции и пульсации сигнала, а также от пиковой и средней интенсивности. Импульсные сигналы и одновременное воздействие нескольких частот… считаются более опасными. Наблюдаемые эффекты усиливались с увеличением длительности воздействия.
Исследования Харделла-Нильссона являются новаторскими, поскольку в них впервые изучаются люди в реальной среде 5G.
Сами четыре исследования 5G, опубликованные в январе, феврале, апреле и июне этого года, посвящены острым последствиям для здоровья, т.е. симптомам, которые проявляются очень быстро после воздействия, тогда как часть информации, приведенной в начале этой статьи, относится к хроническим последствиям, т.е. заболеваниям, развивающимся годами, таким как рак или болезнь Альцгеймера.
Во всех четырех исследованиях описано, как у ранее здоровых людей очень быстро появились симптомы микроволнового синдрома после установки телефонных мачт 5G над или напротив их жилья на расстоянии от 5 до 60 метров. Большинство симптомов исчезало в течение нескольких дней после того, как они переезжали в менее облучаемое жилье, но появлялось вновь, когда они возвращались в сильно облучаемое жилье.
Среди симптомов были неврологические симптомы, головные боли, шум в ушах, усталость, бессонница, эмоциональные расстройства, кожные заболевания, боли в суставах и мышцах, сердечно-сосудистые патологии и колебания артериального давления. Участникам было предложено заполнить анкеты о состоянии своего здоровья до установки мачт 5G, после установки и после переезда в менее облучаемое жилье. Участников просили оценить степень выраженности симптомов, при этом 10 баллов считались невыносимыми. Результаты исследований представлены в виде таблиц и показывают, что некоторые симптомы были невыносимы вблизи мачты 5G, причем в большей степени это касалось женщин.
Все четыре исследования хорошо читаются, приводится полный контекст. Однако я остановлюсь на отдельных особенностях, представляющих особый интерес.
Приводятся точные измерения уровня радиации в различных районах квартир в зависимости от расстояния до соответствующих мачт. В первом исследовании обращает на себя внимание тот факт, что были получены данные об уровне радиации до установки мачты 5G. Супружеская пара прожила в этой квартире 10 лет под мачтами 3G и 4G без явных проблем со здоровьем и, узнав о предстоящей модернизации мачты, заранее договорилась о проведении измерений. Максимальное (пиковое) измерение составило 9 000 мкВт/м2. Однако после установки мачты 5G в спальне, расположенной всего в пяти метрах от новой базовой станции 5G, в трех случаях было измерено очень высокое радиочастотное излучение с максимальными уровнями 354 000, 1 690 000 и более 2 500 000 мкВт/м2. Уровни в трех других исследованиях были столь же высокими после установки мачт 5G.
Таким образом, очевидно, что развертывание 5G приводит к значительному повышению уровня радиации, что противоречит заявлениям нашего правительства. Увеличение с 9 000 до 2 500 000 мкВт/м2 вряд ли можно назвать незначительным, а возникающие при этом симптомы нельзя списать на фразу «без последствий для здоровья населения».
Однако даже эти высокие уровни значительно ниже пределов, которые, по мнению Международной комиссии по неионизирующему излучению (ICNIRP), считаются «безопасными». Рекомендации ICNIRP приняты в Великобритании, США и некоторых странах Европы, но они учитывают только тепловое воздействие (т.е. предполагают, что вред здоровью будет нанесен только при нагревании тканей организма). Они допускают воздействие до 10 000 000 мкВт/м2 в среднем за 30 минут и 40 000 000 мкВт/м2 локального воздействия в среднем за шесть минут.
Эти ограничения не учитывают более длительного воздействия и хронических эффектов, а также игнорируют исследования, показывающие вред здоровью ниже теплового порога. Международная комиссия по биологическому воздействию электромагнитных полей пришла к выводу, что «предположения, лежащие в основе установленных ICNIRP пределов воздействия, не соответствуют действительности и продолжают представлять опасность для здоровья населения». Кроме того, ICNIRP подвергается резкой критике за связь с телекоммуникационной индустрией.
В четвертой статье Харделл рассматривает разницу между микроволновым синдромом и электромагнитной гиперчувствительностью (ЭГЧ), которые, как представляется, имеют сходные симптомы:
В отличие от микроволнового синдрома, у людей, страдающих EHS, могут развиваться изнурительные симптомы при крайне низких уровнях воздействия, переносимых большинством других людей. В отличие от очень высоких уровней радиочастотного излучения, наблюдавшихся в наших четырех исследованиях, симптомы развивались у здоровых людей, не имевших ранее серьезных реакций на беспроводные технологии.
Однако участник второго исследования обнаружил, что, хотя его симптомы полностью исчезли после шести недель проживания в квартире с низким уровнем излучения, «артралгия и головная боль появлялись вновь довольно быстро всякий раз, когда он посещал места с высоким уровнем излучения, например, город Стокгольм». По его мнению, «его чувствительность к радиочастотному излучению возросла» после проживания в офисе под базовой станцией 5G. Может ли это означать, что он находится на пути к развитию EHS? Наибольшее значение РЧР, зафиксированное в Стокгольме в прошлом месяце, составило 5 271 555 мкВт/м2.
На фоне этих высоких значений существенно различаются безопасные уровни воздействия РЧР, рекомендуемые некоторыми экспертными группами. В 2016 г. Европейская академия экологической медицины (EUROPAEM) рекомендовала пределы от 0,1 до 100 мкВт/м2 для частот от 900 МГц до 5,6 ГГц в зависимости от чувствительности и от того, в дневное или ночное время происходит воздействие. Еще в 2012 г. в отчете Bioinitiative было предложено ограничение от 30 до 60 мкВт/м2 , а для чувствительных людей и детей — от 3 до 6 мкВт/м2 . Эти рекомендуемые пределы безопасности, а также другие рекомендации различных консультативных групп приведены в табл. 1 первого исследования Харделла.
Вчера я беседовал с Моной Нильссон, одним из авторов этих тематических исследований 5G. Она потрясена тем, что население подвергается столь высоким и явно опасным уровням радиочастотного излучения, причем не только в центрах городов, но и в собственных домах, где люди подвергаются облучению без информированного согласия. Многие люди, оказавшиеся в такой ситуации, не могут позволить себе переехать.
Нильссон подчеркнула, что нет никакой защиты ни от негативных последствий для здоровья, которые не вызваны нагревом тканей, ни от последствий хронического облучения. Она шокирована тем, что от властей не поступало запросов на проведение исследований, подтверждающих безопасность 5G, что, собственно, и осознал сенатор Блюменталь в 2019 году, сказав:
«Так что исследований действительно не ведется. Мы как бы летим вслепую, если говорить о здоровье и безопасности».
По ее мнению, телекоммуникационная отрасль сейчас действует так же, как в свое время табачная промышленность. Эксперты, ставящие под сомнение безопасность РРЛ, подвергаются травле или замалчиваются. Журналисты, лица, принимающие решения, и некоторые эксперты куплены телекоммуникационной индустрией. По ее словам, в наиболее влиятельных консультативных советах заседает небольшая группа экспертов по отрицанию вреда радиочастотного излучения для здоровья, а несогласных никогда не приглашают присоединиться к ним для расширения дискуссии, несмотря на то, что несогласные могут представлять большинство экспертных мнений.
Оригинал earth-chronicles.ru