Международная исследовательская группа из Тринити-колледжа в Дублине, а также сотрудники из Австралии, Германии и США обнаружили свидетельства, указывающие на присутствие некой формы осознанного опыта с момента рождения и, возможно, на поздних стадиях беременности.
По словам авторов, это исследование, опубликованное в рецензируемом журнале Trends in Cognitive Science, имеет важные последствия для клинической практики, этики и, возможно, законодательства.
В исследовании, озаглавленном «Сознание в колыбели: о возникновении опыта у младенцев», ученые утверждают, что к моменту рождения развивающийся мозг младенца способен к осознанному опыту, который может наложить неизгладимый отпечаток на его развивающееся самоощущение и понимание окружающей среды.
В группу исследователей вошли нейробиологи и философы из Университета Монаша (Австралия), Тюбингенского университета (Германия), Университета Миннесоты (США) и Тринити-колледжа Дублина.
Хотя каждый из нас когда-то был младенцем, сознание младенца остается загадочным, потому что младенцы не могут рассказать нам, что они думают или чувствуют, объясняет один из двух ведущих авторов работы доктор Тим Бейн, профессор философии Университета Монаша (Мельбурн).
«Почти каждый, кто держал на руках новорожденного, задавался вопросом, каково это — быть ребенком, если вообще возможно. Но, конечно, мы не помним своего младенчества, и исследователи сознания расходятся во мнениях, возникает ли сознание «рано» (при рождении или вскоре после него) или «поздно» — к годовалому возрасту или даже гораздо позже».
Чтобы по-новому взглянуть на вопрос о том, когда впервые возникает сознание, группа исследователей опиралась на последние достижения в области науки о сознании. Было установлено, что некоторые маркеры, полученные при визуализации мозга взрослых, позволяют достоверно отличить сознание от его отсутствия и находят все большее применение в науке и медицине. Это первый случай, когда обзор этих маркеров у младенцев был использован для оценки их сознания.
Соавтор исследования Лорина Начи, доцент Школы психологии, возглавляющая группу «Сознание и познание» в Тринити, пояснила: «Наши результаты свидетельствуют о том, что новорожденные могут интегрировать сенсорные и развивающиеся когнитивные реакции в целостный сознательный опыт, чтобы понимать действия других людей и планировать свои собственные реакции».
Работа также проливает свет на то, «каково это — быть младенцем». Мы знаем, что зрение у младенцев гораздо более незрелое, чем, например, слух. Кроме того, эта работа позволяет предположить, что в любой момент времени младенцы воспринимают меньше предметов, чем взрослые, и им требуется больше времени, чтобы понять, что перед ними находится, но они могут легко обрабатывать более разнообразную информацию, например, звуки других языков, чем их старшие товарищи.
Оригинал earth-chronicles.ru