В 18 километрах от города Кашгар, на скалах у берега реки Кьякемаке, находятся буддийские пещеры Трех бессмертных. Считается, что эти пещеры были построены в конце правления династии Восточная Хань (25-220 гг. н. э.) и представляют собой самые ранние образцы буддийского наскального искусства в западном Китае.
Это место, объявленное в 1957 году культурной реликвией Синьцзян-Уйгурского автономного района, предлагает увлекательное путешествие в прошлое с его таинственным происхождением и внушающими благоговение художественными выражениями.
Происхождение буддийских пещер Трех бессмертных давно интригует историков и ученых. Хотя точная дата их строительства остается неясной, широко распространено мнение, что они были созданы во времена династии Восточная Хань.
В этот период царство Шуле, древнее государство на территории современного Кашгара, привнесло в регион буддизм. Благодаря взаимодействию с группой Дайюэ, кочевым кланом из Северо-Западного Китая, буддизм и его художественное выражение процветали в период с 220 по 589 год н.э.
Сравнительные исследования с другими гротами позволяют предположить, что буддийские пещеры Трех бессмертных также были созданы в эту важную эпоху культурного и религиозного обмена.
Буддийские пещеры Трех бессмертных славятся своим простым, но глубоким архитектурным дизайном. Каждая пещера обращена на север, причем центральная пещера немного больше своих фланговых собратьев. Квадратные дверные рамы обозначают входы, а остатки желобков указывают на наличие лестниц или опор для древних поклонников.
Внутри пещеры разделяют толстые каменные стены, а небольшие проемы позволяют соединить их между собой. Передние залы просторны и квадратны, они ведут в небольшие, более интимные задние залы.
С художественной точки зрения пещеры представляют собой сокровищницу буддийской иконографии и настенной живописи. В частности, восточная пещера может похвастаться захватывающей дух фреской на потолке, изображающей небесную сцену с красной луной, звездами и декоративным пламенем, окруженную изображениями Будды в различных позах.
Считается, что эта фреска повествует о путешествии Татхагаты к нирване. В заднем зале восточной пещеры представлены изысканные картины с изображением Будды, в том числе уникальное изображение Татхагаты в полосатой одежде в этническом стиле, подчеркивающее культурное разнообразие и обмен, повлиявшие на буддийское искусство в этом регионе.
Во время правления династии Цин (1644-1911 гг.) средняя пещера подверглась реставрации, в ходе которой были созданы новые фрески и исправлены существующие произведения искусства. Хотя эти поздние дополнения отличаются по стилю и цвету от оригинальных росписей, они дают ценное представление о том, как на протяжении веков почиталось и сохранялось буддийское искусство.
Примечательно, что на заново написанной фреске за поврежденной статуей Будды присутствуют характерные мотивы пламени, что добавляет еще один слой к богатому гобелену религиозного выражения, найденного в этих древних стенах.
Посещение буддийских пещер Трех бессмертных — это не только знакомство с древним искусством, но и путешествие во времени. По мере того как посетители преодолевают сложный путь к этим пещерам на скале, они переносятся в эпоху, когда буддизм укоренялся в западном Китае, оставляя неизгладимый след в его культурном ландшафте.
Пещеры свидетельствуют о непреходящем наследии буддизма в этом регионе и его глубоком влиянии на художественное творчество.
Оригинал earth-chronicles.ru