Исследователи из Калифорнии изучили множество классических текстов о здоровье человека, написанных между VIII веком до нашей эры и III веком нашей эры, и обнаружили удивительно мало упоминаний о когнитивных нарушениях у пожилых людей.
По словам Калеба Финча, исследователя механизмов старения в Университете Южной Калифорнии, и историка Стэнли Берштейна из Калифорнийского государственного университета, тяжелая потеря памяти может быть крайне редким последствием старения более 2000 лет назад.
И это не потому, что древние римляне и греки не доживали до преклонного возраста.
Хотя средняя продолжительность жизни до нашей эры была примерно в два раза меньше, чем сейчас, возраст 35 лет едва ли считался «старым» для того времени. Медианный возраст смерти в древней Греции, по некоторым оценкам, был ближе к 70 годам, что означает, что половина общества жила даже дольше. Сам Гиппократ, знаменитый греческий врач и так называемый отец медицины, предположительно умер в возрасте 80-90 лет.
В настоящее время возраст считается наиболее значимым фактором риска развития деменции, и примерно треть всех людей старше 85 лет страдает от этого состояния. Диагнозы после 65 лет удваиваются каждые пять лет.
Потеря памяти является общим признаком старения в современном мире, но это не всегда было так. В древности Финч и Берштейн не нашли ни одного упоминания о потере памяти в медицинских сочинениях Гиппократа, его последователей или даже Аристотеля.
В греческих текстах IV-III веков до нашей эры старость ассоциировалась с множеством симптомов физического упадка, включая глухоту, головокружение, бессонницу, слепоту и расстройства пищеварения. Но на основе доступной литературы — которая, признают авторы, ограничена — серьезные проблемы с памятью, кажется, не были заметной проблемой.
«Мы не нашли ни одного эквивалента современных клинических сообщений о болезни Альцгеймера и связанных с ней деменциях», пишут Финч и Берштейн.
«Ни одно из этих древних описаний когнитивной потери нельзя считать клиническими данными в современном понимании.»
Результаты этого исторического обзора указывают на то, что сегодняшняя эпидемия деменции, которую испытывает множество стран по всему миру, может быть продуктом современной жизни. Действительно, недавние исследования связывают деменцию и ее наиболее распространенный подтип — болезнь Альцгеймера — с сердечно-сосудистыми проблемами, загрязнением воздуха, питанием и неблагоприятной средой в городских районах, все эти факторы являются распространенными явлениями современности.
Однако Финч и Берштейн обнаружили свидетельства того, что в древние времена, хотя «ухудшение ума признавалось», оно считалось «исключительным».
По их словам, во времена Аристотеля и Гиппократа только некоторые тексты упоминают симптомы, которые могут указывать на ранний или средний этап болезни Альцгеймера, без упоминания о серьезных потерях памяти, речи или мышления.
Даже римский государственный деятель Цицерон не упоминал потерю памяти в своих текстах о «четырех злах» старости, что указывает на то, что это был необычный симптом старости еще в середине I века до нашей эры.
Финч и Берштейн обнаружили первое упоминание о серьезной потере памяти, связанной со старением, только в исторических текстах I века нашей эры. Первый случай был описан Плинием Старшим, который умер в 79 году нашей эры, и описывает знаменитого сенатора и оратора в Риме, который с возрастом забыл свое собственное имя.
В II веке личный врач римского императора, греческий врач по имени Гален, написал о выживших после двух эпидемий, которые, казалось, не могли узнать себя или своих друзей.
К тому времени загрязнение воздуха было распространено в Имперском Риме, а свинец из кухонной утвари и системы водопровода цивилизации был повсеместным.
Такие факторы могли повысить риск развития болезни Альцгеймера, вызывая необычные симптомы старости, которые редко наблюдались в прошлые времена, предполагают Финч и Берштейн.
Без дополнительных данных невозможно сказать, почему тяжелые симптомы деменции чаще встречаются в записях о Имперском Риме, чем в Древней Греции.
Факт того, что существуют общества людей, живущих сегодня, у которых частота деменции составляет менее одного процента, поддерживает теорию о том, что окружающая среда может влиять на когнитивное ухудшение больше, чем старение.
У современных народов Цимане и Мосетен из боливийской Амазонии заболеваемость деменцией на 80 процентов ниже, чем в США или Европе. Их мозги не стареют так, как у людей в других частях мира, и их образ жизни основан не на индустриализации или урбанизации, а на традиционных методах земледелия и сбора пищи.
Финч и Бурштейн призывают провести «более широкое исследование» истории деменции в древние и премодерные времена, чтобы выяснить, когда и почему тяжелые потери памяти впервые начали проявляться у пожилых людей.
Исследование было опубликовано в журнале Journal of Alzheimer’s Disease.
Оригинал earth-chronicles.ru