Цицерон, великий римский юрист (106-43 гг. до н. э.), который в старости стал слабовидящим, сетовал на то, что ему пришлось нанять раба, чтобы тот читал ему вслух.
Первые настоящие очки были изготовлены венецианскими мастерами-стеклодувами с острова Мурано лишь в конце XIII века. Как же до этого изобретения люди обходились без зрительных приборов?
До появления очков первые люди использовали увеличительные стекла. Этот увеличительный инструмент появился в то же время, когда научились делать прозрачное стекло, примерно в 3500 году до нашей эры, смешивая песок, соду и известняк, подвергавшийся воздействию экстремальных температур.
В археологическом музее в Ираклионе (Крит) в витрине с предметами, датируемыми XV веком до н. э., выставлена серия округлых «камешков для чтения», отполированных из стекла, через которые можно увидеть увеличенный уток ткани, на которую были надеты эти артефакты.
Первое письменное упоминание об увеличительном стекле встречается в «Облаках» Аристофана (424 г. до н. э.): «Вы, несомненно, уже видели у торговцев наркотиками красивый диафрагменный камень, с помощью которого они зажигали огонь».
Плиний в своей «Естественной истории» упоминает об изумруде, использовавшемся Нероном для наблюдения за цирковыми играми, но в конечном итоге его назначение заключалось в фильтрации солнечного света.
Арабский ученый Хасан ибн аль-Хейтам или Альхазен (родился в Басре, Ирак, около 965 года и умер в Каире в 1040 году) много путешествовал, в том числе в Испанию в период расцвета Андалусии.
Он был предшественником физиологической оптики и первым предположил, что полусферическая линза из горного хрусталя и кварца, помещенная на лист письма, увеличивает буквы, и что эти линзы могут помочь человеку с ослабленным зрением. Его «Книга об оптике» была переведена на латынь в 1240 году. Она нашла читателей, особенно среди монахов-доминиканцев.
Именно в стекольной мастерской на Мурано, острове близ Венеции, идеи Ибн аль-Хейтама воплотились в жизнь. В капитулярии об искусстве стекла, опубликованном в Венеции в 1284 году, упоминается»lapides ad legendum».
В другом капитулярии, написанном около 1300 года, упоминаются»rodoli de vero per ogli per lezzer». Монах-проповедник Джордано из Пизы (1260-1311) упомянул эти драгоценные венецианские камни для чтения в своей проповеди на Великий пост, которую он произнес в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции в 1305 году.
Он утверждал, что лично знал изобретателя occhiali (очков для чтения) около двадцати лет назад. Несомненно, это был венецианец, с которым он познакомился в Болонском университете, но, по словам Джордано Пизанского, этот мастер-стеклодув не хотел раскрывать ему свои ноу-хау, поскольку Серениссима, чтобы защитить свою монополию, требовала от всех своих стеклоделов хранить секреты производства.
В 1352 году художник Томазо ди Модена изобразил двух доминиканских прелатов, каждый из которых сидит за своим столом и читает, один — с лорнетом, а другой — с безикулами на носу. Эти поразительно реалистичные фигуры представлены на фреске из 40 «Доминиканских портретов», украшающей стены капитула доминиканского монастыря Сан-Николо в Тревизо (Италия).
На миниатюре ниже обратите внимание на большую лупу, которая находится под рукой, рядом с письменным столом. Доминиканский монах Винсент де Бове упоминает об этом «pome de béricle» в своих трудах. Старофранцузские слова «béricle», а затем «besicles» происходят от латинского beryllus, которое происходит от греческого βήρυλλος(bếrullos), «кристалл цвета морской воды». Берилл — прозрачный, бесцветный кристалл, из которого, благодаря его твердости, изготавливали оптическое стекло (линзы, увеличительные стекла).
В Средние века берилл дал начало немецкому термину Brille, который сейчас используется для обозначения очков.
Оригинал earth-chronicles.ru