Ученые исследовали 11 каменных плиток, обнаруженных на затопленном памятнике позднего мезолита и неолита Нойштадт-LA-156, который находится у балтийского побережья Германии. Благодаря следам износа и остаткам, сохранившимся на поверхности артефактов, они определили, что часть предметов использовалась для переработки растительных ресурсов, например, лесных орехов, в то время как другая — для обработки шкур, полировки или измельчения кости, рога и сухожилий. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports, возраст этих предметов составляет около 5800–6400 лет.
На дне Нойштадской бухты, расположенной на севере Германии, находится древний памятник Нойштадт-LA-156, который оказался под водой в результате повышения уровня Балтийского моря. С 2000 по 2006 год ученые провели подводные раскопки этого объекта и выяснили, что он представлял собой место, куда жители находившегося рядом поселения выбрасывали мусор и прочие отходы. Среди них археологи обнаружили тысячи кремневых артефактов, фрагментов керамической посуды, остатки деревянных изделий и тысячи костей различных диких и одомашненных животных, включая наземных и морских млекопитающих, рыб и птиц.
Радиоуглеродный анализ находок из памятника Нойштадт-LA-156 показал, что поселение существовало здесь на протяжении примерно 600 лет — около 4400–3800 годов до нашей эры. Причем его обитателями были сначала носители культуры Эртебёлле эпохи позднего мезолита (или субнеолита), а затем представители культуры воронковидных кубков эпохи неолита. Одно из интересных открытий, связанных с этим памятником, ученые сделали, когда исследователи остатки пищи, сохранившиеся в местной керамике. Так, среди прочего, они обнаружили, что древние обитатели этого поселения использовали в качестве специи черешчатую чесночницу (Alliaria petiolata).
Местоположение памятника Нойштадт-LA-156
Daniela Holst et al. / Journal of Archaeological Science: Reports, 2024
Даниэла Хольст (Daniela Holst) из Кёльнского университета совместно с коллегами из Германии и Италии сообщила о результатах исследования каменных артефактов из памятника Нойштадт-LA-156. Ученые обратили внимание на 16 каменных плиток размером от 75 × 73 × 30 миллиметров до 210 × 184 × 28 миллиметров. Пять из них, по-видимому, использовались для сооружения очагов, на что указали черный налет и результаты Фурье-спектроскопии. Новая статья посвящена исследованию оставшихся 11 артефактов.
Ученые определили, что все находки представляли собой куски песчаника различных разновидностей. Чтобы определить, какие функции выполняли эти артефакты, исследователи обратились к трасологическую анализу следов износа и использования, а также к микроскопическому, биохимическому и спектроскопическому анализу остатков, сохранившихся на поверхности предметов.
Исследователи выяснили, что как минимум три артефакта (а, возможно, и четыре) применялись при переработке растительных ресурсов. В частности, два предмета использовались для толчения богатых жирами и белками плодов, таких как лесные орехи. Следы и остатки на трех плитках указали на то, что, вероятно, с помощью этих предметов обрабатывали материалы животного происхождения (менее убедительно, что для этих целей использовался еще один артефакт). Ученые отметили, что их объединяет небольшой размер рабочей поверхности, площадь которой составляла меньше 50 квадратных сантиметров. Поэтому они предполагают, что предметы размером с ладонь во время работы держали в руке. Один из этих артефактов, по мнению исследователей, использовался для обработки шкур животных или переработки их мягких тканей. С помощью второго орудия древние люди, по-видимому, полировали или шлифовали кость или рог, а с помощью третьего — дробили кость или сухожилия.
Оригинал earth-chronicles.ru