В американской политике есть специальное понятие «октябрьский сюрприз» – конфуз в последние недели перед выборами, переворачивающий результат. Может ли погода стать таким сюрпризом, чего боятся демократы, каковы шансы возглавить страну у Трампа и Харрис, Фёдору Лукьянову рассказал Клайд Уилкокс, профессор политологии Джорджтаунского университета в США, интервью для передачи «Международное обозрение».
Фёдор Лукьянов: Могут ли ураганы повлиять на динамику выборной кампании?
Клайд Уилкокс: Все республиканские политики на местах, в южных штатах, говорят, что действия властей вполне компетентные и эффективные. Но не Дональд Трамп. Он заявляет, что деньги пошли туда, где управляют демократы, обращения республиканских губернаторов игнорируются.
Некоторые из его сторонников утверждают, что демократы управляют погодой, насылают ураганы туда, где голосуют за республиканцев. Если ураган прокатывается по демократическим участкам, они говорят, что бог наказал демократов. Если по республиканским, значит – навели демократы.
На мой взгляд, Трамп отвратителен, когда он поощряет подобное. Многие люди в отчаянии, это, действительно, ужасное бедствие. Во Флориде будет трудно посчитать голоса – слишком много разрушений. То же самое в Северной Каролине. Я бы не сказал, что это «октябрьский сюрприз», но на процесс голосования повлиять может.
Фёдор Лукьянов: Почему такой накал? Это действительно настолько важные выборы для Америки?
Клайд Уилкокс: Думаю, да. Что обещает Дональд Трамп? Отомстить всем своим врагам, в том числе арестовать бывших президентов, генералов. Последний из его министров обороны уверен, что его арестуют.
Мы в Америке вообще-то так дела не делаем. Но Верховный суд недавно постановил, что президента нельзя привлечь к ответственности за то, что он совершает в рамках своих обязанностей. Так что Трамп, вероятно, намерен воплотить в жизнь то, что говорит. Если вы следите за его кампанией, он совершенно вышел из берегов. Кроме историй о том, как демократы управляют ураганами и отказывают в финансовой помощи территориям, где управляют республиканцы, он настаивает, что иммигранты поедают домашних собак и кошек, несёт всякую чушь.
Американская политическая система была создана для того, чтобы не допускать к власти людей, подобных Трампу.
Фёдор Лукьянов: Но это же кампания, риторика для привлечения голосов. Если его выберут, на него ляжет ответственность и придётся вести себя иначе.
Клайд Уилкокс: Люди, которые работали с Трампом, так не думают. Практически никто из тех, кто входил в его кабинет, сейчас его не поддержали. Почти все они предупреждают, что от него исходит реальная угроза.
Не думаю, что таким образом Трамп привлекает избирателей. Он предлагает избирателям прекрасное завтра, будущее величие. И это основное содержание его предвыборных митингов. Но если посмотреть видеосъёмку, люди уходят с его мероприятий, хотя он просто одержим массовостью. Он просто запугивает людей катастрофами, которые случатся, если его не изберут. Это не помогает кампании. Его советники всё время говорят, что он должен концентрироваться на важных проблемах, на экономике, на инфляции, дороговизне еды – это выигрышные темы. Но он всё о своём.
Фёдор Лукьянов: Тем не менее гонка очень напряжённая, и фора, которую Харрис получила в самом начале, когда заменила Байдена, сократилась.
Клайд Уилкокс: В Америке по-прежнему многие колеблются, видя в качестве кандидата чернокожую женщину. Неопределившихся избирателей довольно мало, но те, что есть, говорят примерно следующее: «Я знаю, что Дональд Трамп – это проблема, но мне неизвестна позиция Камалы Харрис по вопросу здравоохранения». На самом деле, неважно, какая у неё позиция, всё равно решает Конгресс, но люди находят поводы для колебаний. Они не знают и позицию Трампа по этому вопросу. Реальная причина – в половой принадлежности и цвете кожи. Но если разрыв будет совсем минимальный, я даже не знаю, что случится.
На прошлых выборах Трамп хотел пересмотреть результаты в четырёх штатах, реально прогибал людей. Сейчас в ряде административных учреждений больше людей, лояльных Трампу. Если будет совсем маленькая разница, то, наверняка, Трамп попытается задействовать административный ресурс.
Фёдор Лукьянов: Вы разделяете опасения, что при любом исходе есть риск насилия?
Клайд Уилкокс: Не думаю, что будет насилие, если Трамп победит. Но если он проиграет – без сомнения. Вспомните: толпа ворвалась в Капитолий, избила полицейских, одного убила, испражнялась на ковры в официальных помещениях, разгромила офис вице-президента, между прочим, трамповского, за то, что он отказался нарушать Конституцию. Да, насилие вполне возможно.
Фёдор Лукьянов: Камала кажется очень сконструированным кандидатом. Если Трамп не следует указаниям, консультантов, то она – сплошные указания консультантов.
Клайд Уилкокс: Да, она слушает советников. У неё есть определённые политические взгляды, хотя некоторые она изменила. Если бы я выбирал кандидата от демократов, она не была бы моим фаворитом, но, учитывая, как всё шло, другого варианта не было. Она вполне нормальный кандидат.
Я бы не сказал, что она искусственная, сконструированная. Она была не очень активна в качестве вице-президента. Бывали вице-президенты, которые играли очень большую роль, например, Эл Гор, Джордж Буш – старший. Она нет, не знаю, почему.
Не думаю, что в ней есть что-то особенно искусственное. Напротив, мне она кажется довольно естественной. Заразительно смеётся, спонтанно реагирует, все нормально.
Фёдор Лукьянов: Внешняя политика играет какую-нибудь роль?
Клайд Уилкокс: Для избирателей, мне кажется, нет. Но между кандидатами, конечно, есть существенная разница.
Израильский премьер Нетаньяху всегда был на стороне Трампа, – не знаю, почему, ведь Байден делал всё, о чём его просил Израиль. Думаю, в вопросе Ближнего Востока любой победитель будет поддерживать Израиль.
Что же касается Украины, тут разница огромная.
Трамп вполне серьёзно может полностью прекратить поддержку Украины. Избиратели об этом не думают, они вообще мало что знают про Украину.
Республиканцы пытаются эту тему раздуть, например, утверждая, что для преодоления последствий урагана было бы больше денег, если бы не помощь Украине. Примечательно, что все республиканские законодатели, которые так говорят, голосовали против расширения средств для жертв ураганов в бюджете. Такая политика у них. В общем, вопросы НАТО и помощи Украине – это, действительно, выбор из разных подходов.
Фёдор Лукьянов: Но президент же не всемогущ – он не может решить, скажем, выйти из НАТО, и всё. Это просто нереально для него, разве не так?
Клайд Уилкокс: Он может задержать выделение денег – и НАТО, и Украине. Мы не знаем в точности, как должно выполняться решение Верховного суда. Оно может трактоваться широко – всё, что президент делает в рамках своих полномочий, не подлежит преследованию. В целом внешняя политика – это президентские прерогативы. Да, ему нужно разрешение сената для того, чтобы вывести США из НАТО, но он может заморозить средства для альянса.
Фёдор Лукьянов: Рискнёте предположить, кто выиграет?
Клайд Уилкокс: Я боюсь, что это может быть Трамп. По той причине, что разрыв выглядит таким крошечным. Трамп уже подал пятьдесят исков, оспаривая избирательную процедуру. У него хватает сторонников, которые готовы бороться, если результат будет не таким, как они хотят. И мне кажется, что единственный вариант для Камалы Харрис – это победить с большим преимуществом, но на такое не похоже. Однако ещё три недели впереди, рано делать выводы.
Источник Source