Мастера на Северном Кавказе изготавливали артефакты, подражающие скифскому звериному стилю, еще более 2,5 тыс. лет назад, что говорит о налаженном уже тогда культурном обмене между аборигенами-горцами и скифами-степняками. Подтверждение этой тенденции археологи обнаружили во время раскопок на могильнике кобанской культуры Заюково-3 в Кабардино-Балкарии, сообщила в понедельник ТАСС Анна Кадиева — начальник Объединенной северокавказской археологической экспедиции Государственного исторического музея, Кабардино-Балкарского госуниверситета и Института археологии РАН.
По ее словам, речь идет о бронзовом наконечнике ножен для короткого меча, датированном VI-V вв. до н.э. Артефакт содержит характерный для скифов зооморфный мотив, отражающий их культовые представления, однако, по всей видимости, был изготовлен кавказскими мастерами. В настоящее время эта находка 2018 года наряду с другими проходит описание перед включением в готовящийся полевой отчет — обязательный документ перед началом следующего сезона раскопок.
«На могильнике Заюково-3, который оставили местные горные племена, мы нашли захоронение воина с конем, относящееся к скифской эпохе, то есть к VI-V вв. до н.э. В нем до наших дней дошла бутероль [наконечник ножен меча] со стилизованным изображением свернувшегося хищника. Этот довольно распространенный образ скифского звериного стиля олицетворяет подземный мир, — рассказала Кадиева. — Но именно этот предмет делал не скиф, а местный кавказский умелец, ранее видевший подобные вещи. Об этом свидетельствует утрированный образ чудовища, а также нанесенная на изображение штриховка, что было распространенным приемом среди кобанских мастеров».
Местное население, пояснила руководитель экспедиции, восприняло часть скифских религиозных образов, которые наложились на их собственные представления о мироздании.
«В древности любой декор выполнял функцию оберега. Этот образ хищника занимал определенное место в культовых представлениях не только скифов, но и кавказских племен. То, что изображенный на бутероли хищник свернулся в утробной позе, могло означать, что клинок несет новое рождение через смерть. Для скифского искусства, где один образ часто переходит совершенно в другой, это достаточно характерная черта», — отметила собеседница агентства.
По ее словам, из этого нетрудно сделать вывод, что взаимоотношения степняков, которые пришли в предгорья Северного Кавказа в VII в. до н.э. и постепенно стали довольно тесно общаться с горцами, носило характер не столько боевых столкновений, сколько культурного обмена.
О кобанской культуре
Кобанская культура — археологическая культура позднего бронзового и раннего железного веков, которая локализуется на территории современных Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Чечни, а также в прилегающих к Главному Кавказскому хребту районах Грузии и Южной Осетии. Существовала в XIII/XII — IV вв. до н. э. Кобанская культура входила в состав крупной археологической производственной общности — Кавказской металлургической провинции. Носители этой культуры владели высоким уровнем металлургии и металлообработки. По мнению многих исследователей и искусствоведов, изделия кобанских мастеров имеют художественные достоинства, а часть из них является шедеврами прикладного искусства.
Об экспедиции и археологическом комплексе
Объединенная Северокавказская археологическая экспедиция работает с 2014 года. С августа каждого года на протяжении месяца специалисты Государственного исторического музея, Института археологии Российской академии наук и исторического факультета Кабардино-Балкарского государственного университета проводят раскопки на могильнике Заюково-3 в Баксанском районе в Кабардино-Балкарии, на высоте 900-1000 м над уровнем моря.
Данный могильник, известный среди местных жителей как «кладбище нартов», расположен на мысу над рекой Гунделен и состоит из трех объектов — грунтового могильника (VIII в. до н.э. — VIII в. н.э.), поселения Гунделен сарматского времени и скального могильника Гунделен-2 (VIII — XI вв.). Некрополь действовал более полутора тысяч лет — с VIII в. до н.э. до VII в. н.э., он охватывает кобанскую, сарматскую и аланскую эпохи. На сегодняшний день исследовано 157 погребений. Участки некрополя имели небольшую площадь, и зачастую умерших хоронили так, что дно одного погребения оказывалось перекрытием другого, более раннего. Исследование осложняется тем, что катакомбы сарматского и аланского времени расположены под погребениями кобанского периода.
Оригинал earth-chronicles.ru