Есть в Кузбассе место, где сохранились наскальные рисунки, сделанные пять-шесть тысячелетий назад. Их удалось не только сохранить, но и превратить в один из самых современных интерактивных музеев.
Чуть севернее кузбасской столицы в Яшкинском районе Кемеровской области есть деревня с необычным названием — Писаная. Местные говорят, что ее просто назвали так же, как и здешнюю речушку. Но есть и другая легенда — деревня называется так потому, что тут есть расписанные скалы, которые можно увидеть тут же — прямо над берегом реки Томи.
На скальном массиве — около 300 рисунков, самые ранние относятся к эпохе неолита и сделаны в IV–III тысячелетии до нашей эры. На скалах высечены фигурки птиц и зверей, изображены различные ритуалы.
Теперь на этом месте — музей-заповедник «Томская писаница», первый в Сибири музеефицированный памятник наскального искусства и один из самых современных интерактивных музеев Кузбасса. Но обо всем по порядку.
300 лет тому назад
Первые упоминания о писаных скалах историки встречают в документах XVII века, посвященных началу освоения Сибири. Но все же летопись научного изучения этого памятника принято вести с XVIII века, когда по указу Петра I была организована первая научная экспедиция Петербургской академии наук.
«В 1721 году во время академической экспедиции Даниэля Мессершмидта наскальные изображения Томской писаницы были впервые описаны и зарисованы, с этого периода и принято считать начало научного изучения рисунков этого памятника», — говорит Ирина Аболонкова, заведующая научно-экспозиционным отделом музея-заповедника» Томская писаница».
В 2021 году, когда Кузбасс будет праздновать юбилейную дату со дня открытия кузбасских углей, музей-заповедник будет праздновать еще одну дату — 300-летие научного открытия Томской писаницы».
Писаница в опасности
Однако статус музея кузбасские писаные скалы получили только в веке XX. И все благодаря Анатолию Мартынову — ученому-археологу, академику Российской академии естественных наук.
Памятник первобытного искусства он начал изучать в 60-х годах прошлого столетия, пытаясь вместе с другими археологами разгадать смыслы и тайны сюжетов наскальных рисунков.
«Стараниями Анатолия Ивановича в 1988 году и был создан музей-заповедник «Томская Писаница». Это был первый отечественный прецедент музеефикации памятника наскального искусства», — рассказывает об истории создания музея Ирина Аболонкова.
К тому времени писаная скала на берегу Томи уже не была такой недосягаемой: время от времени сюда прибегали детишки из соседних деревень, приезжали туристы, которые уже слышали об этом живописном месте.
Правда, тогда еще мало кто понимал, какая здесь собрана историческая ценность. Скала уже была памятником археологии и она сохранилась, но местные и туристы наносили поверх рисунков свои надписи, тем самым портя вид памятника. Словом, первобытные рисунки могли бы и вовсе не сохраниться, если бы археологи 30 лет назад не встали на защиту этих уникальных мест.
Следы невиданных зверей
Принято считать, что первые люди на этих берегах появились еще в эпоху палеолита — около 25 тысяч лет назад. Но они в основном охотились на мамонтов, а вот художниками были их потомки уже много веков спустя — в эпоху неолита, VI–IV тысячелетие до н. э., и бронзы, IV–II тысячелетие до н. э., именно к этим периодам историки относят наскальную живопись на кузбасском берегу.
«Окаменевший эпос» — так еще принято называть рисунки на расписных скалах, их здесь около 300, и в каждом сюжете есть своя застывшая история. Несмотря на кажущийся примитивизм изображений, они не так просты.
«Выполнены они в различной технике: выбитые, прочерченные тончайшими линиями, прошлифованные, есть даже нанесенные краской», — рассказывает о наскальной живописи сотрудница музея, обращая отдельное внимание на сюжеты и их героев, главный из которых — лось. Этот персонаж наскальной живописи встречается здесь чаще всего в различных художественных вариациях.
«Особенно много на Томской писанице изображений лосей, — подтверждает Ирина Аболонкова. — Очевидно, что лоси были не только объектами охоты, но и поклонения, воплощением мощи и сосредоточения жизненных сил».
Примечательны и позы животных: все они широко шагают на длинных сухих ногах, словно поднимаясь вверх по склону горы.
«Эти рисунки отражают первобытный реализм, подтверждают, как тонко знали древние художники натуру животных. В таких же реалистичных чертах изображены на писанице и медведи. Этот зверь издавна занимал видное место в мировоззрении и верованиях народов Западной Сибири и Урала, считался божеством, с которым они связывали свое происхождение», — говорит Аболонкова.
Застыли в своем полете на скалах и перелетные птицы — цапли, журавли, утки. Фигуры каждой из них выполнены очень искусно и ювелирно, особенно если представить, насколько трудно работать инструментом на монолитном камне. Но, несмотря на это, линии тонки, изящны, все оперение выполнено филигранно. Одно из таких изображений и стало визитной карточкой музея.
«На логотипе Томской писаницы у нас изображена сова, она стала своеобразной визитной карточкой музея, очень узнаваемой. Это не выдуманный художниками рисунок, это действительно один из петроглифов на скале, выполненный в необычной технике. Если присмотреться, оперение совы передано ее создателем на камне в виде мелких выбоин», — показывает Аболонкова.
В некоторых наскальных рисунках можно разглядеть и целые истории, рассказывающие о быте, жизни художников и их эпохе.
«Лодки со схематичными фигурками «гребцов», например, иллюстрируют мифологический сюжет о том, как перевозят души мертвых в мифическую страну предков», — толкует значение символов на скале хозяйка экспозиционного отдела музея.
Несмотря на то, что история наскальной живописи насчитывает несколько тысячелетий и ученые-археологи не раз исследовали эти места, на писанице до сих пор удается найти новые рисунки. Очередное такое открытие сделано совсем недавно.
Как рассказал Илья Арефьев, заместитель директора музея-заповедника «Томская писаница» по научной работе, прошлой осенью работники музея проводили съемку скальных плоскостей с воды с помощью телеобъектива и обнаружили новые рисунки, типичные для уже известных плоскостей Томской писаницы. Фигуры лосей сохранились фрагментарно и едва читаются, но на одном из силуэтов удалось обнаружить следы древней краски.
«Обнаружили мы их между той частью скального массива Томской писаницы, которую видят посетители музея, и группой рисунков в устье реки Писаной», — рассказывает Арефьев.
Неудивительно: этот участок труднодоступен, с обеих сторон окружен скалами, спускающимися в воду, из-за чего тут образуется небольшая бухта. Добраться сюда по берегу возможно только по реке.
«Сохранность найденных рисунков не очень хорошая, они сильно выветрены, расположены довольно высоко от земли и к ним нет прямого доступа. Добраться до плоскости возможно только при помощи альпинистского оборудования», — рассказал Арефьев.
Виртуальное прошлое
У посетителей музея добраться сюда тоже не выйдет: слишком опасно. Однако увидеть найденные в этих местах рисунки они все же смогут — благодаря дополненной реальности.
«Мы работаем над тем, чтобы с помощью технологии дополненной реальности все могли через смартфоны и планшеты увидеть наскальную живопись в мельчайших деталях и получить научную информацию о памятнике, на котором эти рисунки расположены. Благодаря цифровизации можно будет увидеть даже те петроглифы, которые недоступны для посетителей из-за сложностей рельефа и были знакомы лишь немногим ученым-петроглифистам», — говорит Илья Арефьев.
Цифровизацию петроглифов проведут в рамках национального проекта «Культура», одной из задач которого как раз и является создание таких виртуальных цифровых версий музейных экспозиций по всей стране. Первые экскурсии с виртуальным мобильным гидом на писанице планируется провести уже этой осенью, но и до этого времени для туристов и гостей здесь готовят немало интересных событий и открытий.
Томскую писаницу в Кузбассе давно привыкли считать не просто музеем. Это большой исторический и природный парк площадью 156 гектаров.
Писаные скалы занимают лишь небольшую его часть, на остальной территории расположены единственный в Кузбассе стационарный зоопарк, где можно увидеть около 70 зверей и птиц, настоящая шорская деревня, перевезенная из населенного пункта Ближний Кезек этнографом Валерием Кимеевым, интерактивные экспозиционные комплексы, которые позволяют гостям музея в буквальном смысле погрузиться в прошлое, а не просто прикоснуться к нему.
Совсем недавно здесь открыли новую интерактивную экспозицию «Стан охотника».
«Это история про сибирскую охоту и быт промысловиков-сибиряков, в который могут окунуться все желающие, перенестись в прошлое на 150−200 лет назад, научиться разводить огонь, как это делали наши предки, пострелять из лука, познакомиться и пообщаться с настоящим сибирским охотником, который расскажет историю развития промысловой охоты в Сибири начиная с XVII века», — рассказывает о новой экспозиции Илья Арефьев.
Путешествуя по музею-заповеднику, можно узнать, как жили наши предки, посетить жилой дом зажиточного шорца в реконструированной усадьбе c аутентичными хозяйственными постройками, заглянуть в монгольскую юрту и окунуться в традиционный жизненный уклад монголов, а можно перенестись еще в более далекое прошлое — на II тыс. лет до н. э. Реконструированные жилища эпохи бронзы и железного века тоже есть на Томской писанице и наглядно знакомят гостей с бытом и укладом жизни тех далеких эпох.
«Последний год мы стараемся уйти от традиционных форм взаимодействия с посетителями — экскурсии, концертные программы — и внедряем интерактивную составляющую в культурно-массовых мероприятиях. Роль зрителя отходит на второй план, все наши гости — непосредственные участники. У нас историко-культурный и природный музей-заповедник, мы всегда занимались и будем заниматься наукой, но и туристическую составляющую развиваем параллельно, чтобы быть интересными наших гостям, — делится современным видением музейной концепции Илья Арефьев. — Все привыкли считать, что музей — это что-то закрытое, за стеклом, где нельзя ничего трогать рукам. У нас все по-другому, много интерактивных экскурсий, праздники. Таким, на наш взгляд, и должен быть современный музей».
Оригинал earth-chronicles.ru