Несколько торчащих из снега деревянных свай, полусгнивший брезент палаток, консервные банки и ржавые детали научного оборудования — на сегодня это все, что осталось от немецкой метеорологической станции «Кладоискатель» (нем. «Schatzgraber»), основанной на одном из островов архипелага Земля Франца-Иосифа — Земле Александры. Сейчас неподалеку от руин базы расположена самая северная погранзастава России — «Нагурское».
Охотники за погодой
Какие именно научные данные они успели собрать, достоверно не установлено, однако, судя по следам пребывания, обустраивались тут всерьез и надолго. Так, по периметру до сих пор можно различить ямы, вырытые в правильном порядке и похожие на осыпавшиеся окопы или пулеметные гнезда. Четыре толстых деревянных столба, по все видимости, остались от утепленного блиндажа или ДОТа. Одним из первых брошенную базу обнаружили советские полярники с исследовательского ледокола «Семен Дежнев», высадившиеся на мысе Нимрод в сентябре 1951-го.
По их воспоминаниям, тогда тут еще в отличной сохранности оставались радио- и метеостанции, радиомачта, хозяйственные и жилые постройки с запасами консервов и оружием. В пяти километрах от «Кладоискателя» была развернута хорошо укрепленная секретная база № 24, находившая в ведении ВМС Германии. В целях маскировки крыши блиндажей и построек были выкрашены в белый цвет.
««Находки показывают, что эвакуация происходила с лихорадочной поспешностью, — писал в своих заметках известный полярник, начальник морских операций в западном секторе Арктики Ареф Минеев. — Многое было брошено, в том числе секретные документы и оружие. Фашисты не успели заминировать оставляемое жильё, механизмы, склады с продовольствием…».»
С таких баз на надводные корабли, подлодки и самолеты Кригсмарине стекалась оперативная информация о погоде и ледовой обстановке в районах боевого патрулирования, поступали перехваченные радиограммы с советских и союзных военных конвоев. На многих метеопостах имелась мощная аппаратура для радиоразведки и пеленгования. Метеопартии, продовольствие и оборудование на удаленные острова доставляли пароходами арктической группы «Кединген», подлодками и транспортными самолетами.
Строптивый Север
Не секрет, что с началом войны Северный морской путь стал предметом пристального внимания адмиралов Кригсмарине. Это была ключевая транспортная артерия СССР, по которой регулярно ходили конвои с каменным углем, лесом, никелем, оружием, цветными металлами для оборонных заводов и продовольствием. За четыре года войны по Севморпути перевезли более четырех миллионов тонн грузов. Несмотря на мощные и хорошо вооруженные военно-морские силы, взять Арктику под контроль у Германии не получалось.
План немецкой метеостанции на Земле Александры. Из книги «Война в Арктике (1939−1945 гг.)». Архангельск, 2001. С. 147.
Этому препятствовали действия Северного флота, непредсказуемое движение льдов и крайне капризная погода. Разветвленная сеть метеостанций позволяла Кригсмарине хотя бы частично отслеживать ледовую обстановку и координировать операции. «Гитлеровцы нуждались в таких станциях для обеспечения рейдов крейсеров и субмарин вдоль трассы Северного морского пути, — рассказывает «Популярной механике» руководитель Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) Петр Боярский. — Подобные вылазки без точных метеоданных и ледовых сводок были очень опасны. Немцы это понимали». Один из таких рейдов состоялся в августе 1942-го, когда Германия попыталась провести секретную операцию «Вундерланд» («Страна чудес»). В ходе нее планировалось перерезать Севморпуть крупными надводными кораблями, отправить на дно как можно больше советских транспортных судов, разгромить порты и базы на побережье. Для этого в Карское море был направлен тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» с группой прикрытия из подводных лодок.
Все планы разом перечеркнула случайная встреча со старым советским ледокольным пароходом «Александр Сибиряков», состоявшаяся у острова Белуха 25 августа. Ледокол шел из Диксона с грузом для полярных станций на Северной Земле. Судно быстро потопили огнем бортовой артиллерии крейсера, но радист все же успел передать в эфир сигнал тревоги и свои координаты. Эффект внезапности был утрачен — о рыскающем во внутренних водах фашистском рейдере узнали все. Немцы, хотевшие выяснить состояние льдов в Карском море и маршруты полярных конвоев, были вынуждены спешно ретироваться.
Зона особого внимания
Надо заметить, интерес к Арктике и Земле Франца-Иосифа в частности Германия проявляла еще до войны и не раз. В 1931-м острова архипелага детально отсняли с борта немецкого дирижабля «Граф Цеппелин». И хотя помощь в организации экспедиции оказывали советские полярники, материалами аэрофотосъемки с ними потом никто не поделился. Немцы же использовали эти данные для создания точных карт архипелага.
Остатки немецкого блиндажа на Земле Александры
Остатки палатки на месте немецкой метеобазы, Земля Франца-Иосифа
Кроме того, в 1940-м году Севморпутем прошел немецкий вспомогательный крейсер «Комет», экипаж которого получил бесценный опыт судовождения и навигации в Арктике, а также сделал множество кадров и замеров, спустя пару лет пригодившихся Кригсмарине для других походов. Уже не таких безобидных.
Вероятно, в толстой папке со свидетельствами широкомасштабной военной деятельности рейха в советской Арктике скоро появятся новые страницы. Как заявил в конце марта министр обороны России Сергей Шойгу, военное ведомство намерено отправить на Землю Франца-Иосифа специальную экспедицию, в состав которой войдут моряки Северного флота и сотрудники общественной организации «Русское географическое общество».
Они тщательно изучат места базирования немецких войск и постараются найти артефакты, проливающие свет на события почти вековой давности. Кроме Земли Франца-Иосифа, Минобороны изучит Новосибирские острова, остров Врангеля, мыс Шмидта и остров Средний.
Оригинал earth-chronicles.ru