Что нацисты искали в советской Арктике

Несколько торчащих из снега деревянных свай, полусгнивший брезент палаток, консервные банки и ржавые детали научного оборудования — на сегодня это все, что осталось от немецкой метеорологической станции «Кладоискатель» (нем. «Schatzgraber»), основанной на одном из островов архипелага Земля Франца-Иосифа — Земле Александры. Сейчас неподалеку от руин базы расположена самая северная погранзастава России — «Нагурское».
 

Охотники за погодой

Нацисты развернули метеопост на мысе Нимрод в сентябре 1943-го и закрыли в июле 1944-го — по одной из версий, полярники были экстренно эвакуированы после отравления недоваренным мясом белых медведей и заражения трихинеллёзом.

Какие именно научные данные они успели собрать, достоверно не установлено, однако, судя по следам пребывания, обустраивались тут всерьез и надолго. Так, по периметру до сих пор можно различить ямы, вырытые в правильном порядке и похожие на осыпавшиеся окопы или пулеметные гнезда. Четыре толстых деревянных столба, по все видимости, остались от утепленного блиндажа или ДОТа. Одним из первых брошенную базу обнаружили советские полярники с исследовательского ледокола «Семен Дежнев», высадившиеся на мысе Нимрод в сентябре 1951-го.

 


Створные навигационные знаки на Земле Александры. Фото Андрей Станавов

По их воспоминаниям, тогда тут еще в отличной сохранности оставались радио- и метеостанции, радиомачта, хозяйственные и жилые постройки с запасами консервов и оружием. В пяти километрах от «Кладоискателя» была развернута хорошо укрепленная секретная база № 24, находившая в ведении ВМС Германии. В целях маскировки крыши блиндажей и построек были выкрашены в белый цвет.

 

««Находки показывают, что эвакуация происходила с лихорадочной поспешностью, — писал в своих заметках известный полярник, начальник морских операций в западном секторе Арктики Ареф Минеев. — Многое было брошено, в том числе секретные документы и оружие. Фашисты не успели заминировать оставляемое жильё, механизмы, склады с продовольствием…».»

Согласно исследованию российского историка Андрея Фурсова, для обеспечения боевых действий в советской Арктике нацисты использовали целую сеть аналогичных «Шатцгреберу» метеостанций: «Хадеген», «Цугфогель», «Эдельвейс», «Басгайгер», «Кройцриттер», «Нусбаум», «Хольцауге», «Кноспе», «Крот», «Герхард», «Виолончелист» и «Арктический волк». Всего тринадцать. Станции были разбросаны по побережью континента и многочисленным островам в Северном Ледовитом океане. Кроме того, радиотехнические посты имелись в Гренландии, на Шпицбергене и в Северной Канаде (острове Белл).

С таких баз на надводные корабли, подлодки и самолеты Кригсмарине стекалась оперативная информация о погоде и ледовой обстановке в районах боевого патрулирования, поступали перехваченные радиограммы с советских и союзных военных конвоев. На многих метеопостах имелась мощная аппаратура для радиоразведки и пеленгования. Метеопартии, продовольствие и оборудование на удаленные острова доставляли пароходами арктической группы «Кединген», подлодками и транспортными самолетами.
 

Строптивый Север

Не секрет, что с началом войны Северный морской путь стал предметом пристального внимания адмиралов Кригсмарине. Это была ключевая транспортная артерия СССР, по которой регулярно ходили конвои с каменным углем, лесом, никелем, оружием, цветными металлами для оборонных заводов и продовольствием. За четыре года войны по Севморпути перевезли более четырех миллионов тонн грузов. Несмотря на мощные и хорошо вооруженные военно-морские силы, взять Арктику под контроль у Германии не получалось.

 


План немецкой метеостанции на Земле Александры. Из книги «Война в Арктике (1939−1945 гг.)». Архангельск, 2001. С. 147.

Этому препятствовали действия Северного флота, непредсказуемое движение льдов и крайне капризная погода. Разветвленная сеть метеостанций позволяла Кригсмарине хотя бы частично отслеживать ледовую обстановку и координировать операции. «Гитлеровцы нуждались в таких станциях для обеспечения рейдов крейсеров и субмарин вдоль трассы Северного морского пути, — рассказывает «Популярной механике» руководитель Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) Петр Боярский. — Подобные вылазки без точных метеоданных и ледовых сводок были очень опасны. Немцы это понимали». Один из таких рейдов состоялся в августе 1942-го, когда Германия попыталась провести секретную операцию «Вундерланд» («Страна чудес»). В ходе нее планировалось перерезать Севморпуть крупными надводными кораблями, отправить на дно как можно больше советских транспортных судов, разгромить порты и базы на побережье. Для этого в Карское море был направлен тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» с группой прикрытия из подводных лодок.

 


Строительные материалы на месте немецкой метеостанции, Земля Франца-Иосифа. Фото Андрей Станавов

Все планы разом перечеркнула случайная встреча со старым советским ледокольным пароходом «Александр Сибиряков», состоявшаяся у острова Белуха 25 августа. Ледокол шел из Диксона с грузом для полярных станций на Северной Земле. Судно быстро потопили огнем бортовой артиллерии крейсера, но радист все же успел передать в эфир сигнал тревоги и свои координаты. Эффект внезапности был утрачен — о рыскающем во внутренних водах фашистском рейдере узнали все. Немцы, хотевшие выяснить состояние льдов в Карском море и маршруты полярных конвоев, были вынуждены спешно ретироваться.
 

Зона особого внимания

Надо заметить, интерес к Арктике и Земле Франца-Иосифа в частности Германия проявляла еще до войны и не раз. В 1931-м острова архипелага детально отсняли с борта немецкого дирижабля «Граф Цеппелин». И хотя помощь в организации экспедиции оказывали советские полярники, материалами аэрофотосъемки с ними потом никто не поделился. Немцы же использовали эти данные для создания точных карт архипелага.
 


Остатки немецкого блиндажа на Земле Александры


Немецкая горелка


Остатки палатки на месте немецкой метеобазы, Земля Франца-Иосифа


Гибель ледокола «Александр Сибиряков»

Спустя год, в 1932-м из Архангельска к островам отправился ледокольный пароход «Малыгин», доставивший на станцию смену зимовщиков во главе с Папаниным. Среди них был немецкий ученый доктор Иоахим Шольц. Вторым рейсом «Малыгин» отвез туда иностранных туристов, в числе которых был секретарь международного общества «Аэроарктик» немецкий профессор Вальтер Брунс. Перед ним стояла задача изучить возможности посадки дирижаблей в полярных широтах.

Кроме того, в 1940-м году Севморпутем прошел немецкий вспомогательный крейсер «Комет», экипаж которого получил бесценный опыт судовождения и навигации в Арктике, а также сделал множество кадров и замеров, спустя пару лет пригодившихся Кригсмарине для других походов. Уже не таких безобидных.

Вероятно, в толстой папке со свидетельствами широкомасштабной военной деятельности рейха в советской Арктике скоро появятся новые страницы. Как заявил в конце марта министр обороны России Сергей Шойгу, военное ведомство намерено отправить на Землю Франца-Иосифа специальную экспедицию, в состав которой войдут моряки Северного флота и сотрудники общественной организации «Русское географическое общество».

Они тщательно изучат места базирования немецких войск и постараются найти артефакты, проливающие свет на события почти вековой давности. Кроме Земли Франца-Иосифа, Минобороны изучит Новосибирские острова, остров Врангеля, мыс Шмидта и остров Средний.

Оригинал earth-chronicles.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *