150 лет назад в США завершилось строительство Первой трансконтинентальной железной дороги. Реализация проекта стала одним из наиболее масштабных научно-технических достижений Соединённых Штатов в XIX веке и привела к оживлению национальной экономики. Однако строительство преимущественно велось на территориях, захваченных у индейцев. Как отмечают историки, магистраль во многом ускорила процесс истребления и порабощения коренных жителей Северной Америки, а также способствовала уничтожению природного разнообразия на континенте.
В начале XIX века в авангарде развития железнодорожного транспорта находилась Великобритания. Именно здесь появились первые железные дороги, осуществлявшие регулярные перевозки на конной тяге, а также шли активные работы по созданию локомотива. В 1825 году между Стоктоном и Дарлингтоном была построена первая в мире железная дорога общего пользования с паровой тягой. Однако инициативу у бывшей метрополии быстро перехватили Соединённые Штаты. В США в конце 1820-х годов короткие железные дороги на паровой тяге стали строиться для промышленных нужд. А уже в 1830-м в штате Мэриленд открылась дорога, предназначенная для общественных пассажирских перевозок. В 1860 году общая протяжённость железнодорожных путей в США достигла более 30 тыс. миль (порядка 48 тыс. км).
Расширение на Запад
Кроме того, колонисты повсеместно заключали мошеннические договоры о праве собственности на землю, которые либо были подписаны с не уполномоченными на это лицами, либо содержали крайне расплывчатые формулировки. После образования США власти страны ввели государственную монополию на владение индейскими землями. В 1823 году Верховный суд Соединённых Штатов принял решение, из которого следовало, что индейские территории «никому не принадлежат» и могут перейти в собственность тех колонизаторов, которые их первыми «откроют».
В 1830 году, как раз в начале развития регулярных железнодорожных перевозок в стране, с вступлением в силу закона «О переселении индейцев» коренных американцев начали массово вытеснять к западу от реки Миссисипи. Некоторые пытались сопротивляться, но к 1858 году жившие в восточных регионах индейцы были полностью разгромлены. Кроме небольшой группы, скрывшейся в болотах центральной Флориды, они были депортированы на территорию современной Оклахомы. Насильственное переселение сопровождалось массовыми смертями от голода и болезней.
Однако прибрежную Калифорнию американцы стали обживать весьма активно. В 1848 году там обнаружили золото. С началом золотой лихорадки тысячи бедняков с Восточного побережья, не имевших средств на морское путешествие, двинулись в Калифорнию в фургонах. Это возмутило индейцев, многие из которых знали о белых лишь понаслышке. Начались конфликты.
Первая трансконтинентальная железная дорога в США globallookpress.com © H.-D. Falkenstein/imageBROKER.com
Американские торговцы пушниной также не всегда мирно осваивали Великие равнины. Вслед за золотоискателями и купцами на территории, расположенные к западу от Миссисипи, проникли и военные. Американцы больше не скрывали, что рассматривают индейскую территорию как свою вотчину. Однако на широких просторах прерий перед ними остро встал вопрос о транспортном обеспечении. Если к востоку от Миссисипи уже была создана развитая железнодорожная сеть, то на запад можно было попасть лишь верхом или в фургонах.
Первая трансконтинентальная
Первым о строительстве железной дороги в направлении Тихого океана публично заговорил влиятельный американский бизнесмен Хартвелл Карвер ещё в 1830-е годы. А после аннексии Калифорнии он обратился с соответствующим предложением к конгрессу США. Парламентарии поддержали идею Карвера специальной хартией.
«Как и многие другие транспортные проекты в США, подготовку к строительству новой железной дороги курировали военные», — рассказал в беседе с RT академик Академии политических наук РФ, заведующий кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин.
По его словам, в 1853—1855 годах военное министерство США организовало географические исследования территории общей площадью около 1 млн кв. км. В результате научных изысканий были разработаны три потенциальных маршрута строительства: северный — вдоль Миссури, центральный — в районе реки Платт и южный — через Техас. Остановиться решили на центральном маршруте, который активно лоббировал известный американский инженер-железнодорожник Теодор Джуда. В 1862 году президент США Авраам Линкольн подписал так называемый Закон о Тихоокеанской железной дороге (Pacific Railroad Act), регулирующий строительство. Со временем магистраль получила название Первая трансконтинентальная железная дорога.
В зависимости от сложности участка железнодорожным компаниям за строительство мили путей платили $16—48 тыс. Одним из крупных акционеров Union Pacific стала церковь мормонов, мимо поселений которых в штате Юта проходила дорога. В качестве квалифицированных рабочих на строительство набирали бывших военнослужащих, участвовавших в Гражданской войне. А чернорабочими массово вербовали китайцев, которых специально завозили из Азии.
Непосредственно к строительным работам компания Central Pacific приступила в 1863 году, а Union Pacific — в 1865-м. В ходе строительства возводились мосты, считавшиеся на тот момент последним достижением инженерного искусства. При прокладке туннелей использовалось новое взрывчатое вещество — нитроглицерин. Он был чрезвычайно эффективен, но нестабилен, из-за чего часто происходили несчастные случаи с летальным исходом.
10 мая 1869 года строительство официально завершилось. На торжественной церемонии был забит последний костыль, сделанный из золота. На нём выгравировали имена руководителей стройки и железнодорожных директоров. Длина Первой трансконтинентальной составила 3077 км.
4 июня 1876 года был установлен американский железнодорожный рекорд: поезд дошёл из Нью-Йорка до Сан-Франциско за 83 часа 39 минут. За десять лет до этого путешествие по тому же маршруту в фургоне занимало несколько месяцев.
«Хищническое истребление»
Между тем выгодное белым американцам железнодорожное строительство стало настоящей трагедией для законных хозяев континента — индейцев. Вторгшиеся в прерии ещё в середине XIX века граждане США натолкнулись на ожесточённое сопротивление коренных жителей Великих равнин, которые были прекрасными наездниками и быстро освоили огнестрельное оружие. Племена сиу, арапахо, шайеннов и команчей выработали тактику, которая позволила им на протяжении нескольких десятилетий достаточно эффективно сдерживать американских колонистов. В 1860-е годы сиу смогли нанести даже несколько болезненных поражений регулярным войскам США. Вашингтону пришлось заключить перемирие с индейцами на их условиях. Однако строительство Первой трансконтинентальной железной дороги многое изменило.
«Строительство стало для коренного населения раздражающим фактором. Вдоль магистрали вырастали посёлки и фермы. Становилось понятно, что земля в районе железнодорожных путей индейцам больше не принадлежит. Поэтому они постоянно нападали на рабочих и повреждали полотно», — отметил в разговоре с RT историк-индеанист Алексей Стёпкин.
«Поезда пугали животных, были нарушены пути их миграции. Бизоны лишились традиционной кормовой базы. Но самое главное, началось их хищническое истребление — сначала железнодорожниками, а затем пассажирами», — пояснил Стёпкин.
Железнодорожники даже наняли бригаду охотников, включавшую знаменитого Уильяма Коди по прозвищу Буффало Билл, который за 17 месяцев лично убил более 4 тыс. бизонов. В начале 1870-х годов энтузиасты попытались инициировать в конгрессе ограничения на подобную охоту, но безуспешно. В 1874 году защитники природы всё-таки смогли лоббировать принятие конгрессом соответствующего закона, но тогда на него лично наложил вето президент Улисс Грант, прислушавшийся к военным.
«Охотники за бизонами сделали за последние два года больше для решения острой проблемы индейцев, чем вся регулярная армия за последние 30 лет. Они уничтожают материальную базу индейцев… Пошлите им порох и свинец, коли угодно… и позвольте им убивать, свежевать шкуры и продавать их, пока они не истребят всех бизонов!» — заявил на слушаниях в Вашингтоне один из злейших врагов индейцев — генерал Филипп Шеридан.
Ему вторил полковник Ричард Додж, которому принадлежат слова: «Смерть каждого бизона — это исчезновение индейцев».
Железнодорожники тем временем призывали пассажиров Первой трансконтинентальной расстреливать бизонов прямо из окон поездов и организовывали развлекательные охотничьи рейсы. Если в начале XIX века количество бизонов в США, по оценкам биологов, доходило до 75 млн, то в ближе к концу столетия их осталось менее тысячи. И это действительно стало страшным ударом по индейцам.
Война за Чёрные холмы 1875—1876 годов была последним масштабным конфликтом с коренными жителями континента. Индейцы остались без еды, а американские войска вышли на новый уровень мобильности благодаря железной дороге. Законные владельцы Америки были частично уничтожены, а частично загнаны в резервации, находившиеся на бесплодных землях. По подсчётам историков, численность индейцев на территории США с начала колонизации до 1900 года сократилась с нескольких миллионов до 250 тыс.
Оригинал earth-chronicles.ru