Повторный анализ данных, собранных сейсмометрами миссий «Аполлон», помог ученым доказать, что недра Луны продолжают остывать и вырабатывать сейсмические толчки. Их выводы были представлены в журнале Nature Geoscience.
«Мы предполагаем, что те восемь толчков, которые мы обнаружили в данных с «Аполлонов», были порождены в результате сдвигов пластов пород в тот момент, когда на Луну действовали приливные силы, а ее кора накопила достаточное количество энергии в результате ее остывания и сжатия. Это говорит о том, что Луна по прежнему «жива» с точки зрения тектоники», — заявил Томас Уоттерс (Thomas Watters) из Смитсоновкого института в Вашингтоне (США).
Долгое время ученые считали, что Луна представляет собой полностью «мертвую» планету в геологическом плане — ее недра давно остыли, и никакой тектонической или сейсмической активности в них не должно сохраниться.
Эти представления были поставлены под сомнение после того, как планетологи изучили снимки, собранные американским зондом LRO с момента его прибытия на лунную орбиту в июне 2009 года. На этих фотографиях ученые обнаружили особые формы рельефа — так называемые сбросовые уступы, своеобразные «складки» горных пород, возникшие в результате смещения двух пластов пород относительно друг друга.
Подобные структуры, как сейчас считают планетологи, возникли в относительно недавнем прошлом Луны, не более 50 миллионов лет назад, в результате охлаждения ее пород. Это заново заставило их спорить о том, когда спутница Земли перестала проявлять геологическую активность и произошло ли это на самом деле.
Уоттерс и его коллеги нашли первые «вещественные» доказательства того, что недра Луны оставались активными как минимум полвека назад, изучая данные, которые записывали сейсмометры, установленные на поверхность спутницы Земли астронавтами из разных миссий программы «Аполлон».
За восемь лет работы эти датчики зафиксировали 28 относительно слабых толчков, предположительно возникших у поверхности Луны. До открытий LRO ученые не придавали большого значения этим записям, считая их последствиями падений мелких или средних астероидов.
На настоящий момент зонд НАСА открыл более 3,5 тысяч подобных «шрамов» на Луне, что дало Уоттерсу и его команде возможность проверить, были ли они связаны с теми толчками, которые были зафиксированы инструментами участников экспедиций «Аполлон-12», «Аполлон-13», «Аполон-15» и «Аполлон-16».
Для этого ученым пришлось создать специальный алгоритм, который позволил им относительно точно вычислить эпицентр этих толчков, чье положение было изначально определено с крайне низким качеством. Параллельно геологи уточнили глубину, на которой возникли эти колебания, и сопоставили оба этих параметра с недавними снимкам с LRO.
Оказалось, что сразу восемь из 28 толчков находились в непосредственной близости от относительно «свежих» сбросовых уступов, а их очаг находился на «правильной» глубине. При этом почти все всплески случились в тот момент, когда Луна находилась или на самом большом удалении от Земли, или была максимально близка к ней.
В этой точке, как объясняют геологи, приливные силы максимально сильно действуют на породы коры Луны, что дополнительно сжимает или растягивает их, способствуя высвобождению энергии в точках напряжения и формированию новых сбросовых уступов. Расчеты ученых показывают, что вырабатываемой ими силы вполне должно было хватить для рождения как минимум шести колебаний, зафиксированных «Аполлонами».
«Лично для меня это открытие стало очередным знаком того, что нам нужно вернуться на Луну. Мы узнали много нового благодаря «Аполлонам», но, по сути, мы только притронулись к тайнам этой планеты. Более серьезная сеть сейсмометров позволит нам очень быстро расширить наши представления о ее геологии. Все это делает повторный полет на Луну заманчивой целью для ученых», — заключает Николас Шмерр (Nicholas Schmerr) из университета Мэриленда (США).
Оригинал earth-chronicles.ru