Боязнь новых технологий — далеко не новое явление, не раз дававшее о себе знать задолго до знаменитого движения луддитов, возникшего в начале XIX века. Однако современная технофобия имеет важное отличие от того же луддизма.
Во времена Промышленной революции людям приходилось бояться, что машины отнимут у них работу и оставят без средств к существованию. Сегодня экономические опасения, скорее, отходят на второй план, хотя развитие технологий, по-видимому, приведет к массовому сокращению рабочих мест в целом ряде низкоквалифицированных профессий.
Сегодня на первое место вышел вопрос о том, сможет ли человечество как вид конкурировать с развитыми машинами и не станут ли роботы и программы, изначально призванные помогать людям, их полноценной заменой.
Интерес к этой теме резко возрос в последние годы в связи с развитием методов машинного обучения и основанных на них алгоритмах. Для многих технологии, разработанные на передовом крае науки, стали слишком сложны для понимания, а непонимание зачастую вызывает страх.
Научная фантастика, как ни один другой жанр литературы или кино, умеет разрабатывать тему смертельной угрозы, исходящей от искусственного интеллекта. В самом популярном сценарии, реализованный Джеймсом Кэмероном в 1984 году в культовом фильме «The Terminator», действуют воинственные роботы под управлением искусственного интеллекта, который обрел свободу воли и вышел из-под контроля.
Некоторые фантасты изображают «восстание машин» куда более изящно. Так, Стенли Кубрик в «Космической одиссее 2001 года» (1968) описал компьютер HAL 9000, намеренно обманывавший членов космической экспедиции и убивший большую часть из них разными хитроумными способами.
Но, как известно, жизнь подражает искусству в гораздо большей степени, чем искусство подражает жизни. Редакция N + 1 предлагает посмотреть на уже существующие технологии под необычным углом зрения и представить, как существующие технологии могли бы уже сегодня уничтожить человечество — ну, или хотя бы сильно осложнить ему жизнь.
Кондиционеры
Это очень удобно, но и потенциально опасно, поскольку параметры работы кондиционера теоретически может менять не только хозяин дома, но и алгоритмы на самом устройстве или в облачном сервере.
Вышедший из под контроля искусственный интеллект мог бы, к примеру, постоянно занижать температуру во всех домах с подключенными к сети кондиционерами.
Это, в свою очередь, угрожало бы резкими вспышками заболеваемости — исследования показывают наличие вполне определенной связи между пониженной температурой и иммунным ответом организма, а также скоростью репликации вирусов.
Очистные сооружения
Современные очистные сооружения возле крупных городов — это большие автоматизированные комплексы, в которых сточные воды проходят несколько этапов очистки, во время каждого из которых применяются различные методы. Затем очищенная вода попадает в реки и водоемы, откуда ее затем забирают для подготовки к новому циклу использования в промышленности или быту.
Поскольку обычно даже в крупных городах, таких как Москва, очистка сточных вод сконцентрирована на нескольких крупных станциях, изменение технологических параметров на них, к примеру ухудшение качества биологического этапа очистки, может привести к серьезным последствиям.
Даже сейчас при нормальной работе очистных сооружений в водоемы, реки и моря попадает много различных отходов жизнедеятельности людей, влияющих на них самих и другие биологические виды. Это и микропластик, и амфетамин и и транквилизаторы.
В случае выхода из строя станций очистки сточных вод и водоподготовки влияние на экологию и здоровье людей может стать несоизмеримо большим и привести к тяжелым, а то и необратимым последствиям.
Спутниковые системы навигации
Но, наверное, далеко не все знают, как именно работает GPS. Каждый спутник летает по определенной орбите, и его главная задача — считать время с огромной точностью. Для этого на спутниках системы GPS стоят атомные часы. Полученные данные спутник отправляет на Землю — всем приемникам в зоне досягаемости.
Конечно, спутники не знают конкретных координат каждого приемника — собственно вычисление местоположения происходит независимо на каждом из устройств. Но спутники постоянно должны транслировать на Землю навигационные сообщения: данные о времени, орбите спутника, а также техническую информацию, например модель замедления сигнала ионосферой.
Для удобства эти данные закодированы с помощью псевдослучайной последовательности символов, помогающей отсечь сигнал от шума и определить задержку между отправкой сигнала спутником и его получением приемником. Имея данные о расположении спутников и времени доставки сигнала (а значит, и расстоянии до спутников), приемник способен быстро определить свое местонахождение.
Испортить жизнь на Земле с помощью спутников в космосе очень просто, причем для этого не обязательно выводить спутники из строя программно или сбивать их ракетами. Достаточно просто немного поменять точность их атомных часов, или передавать сигнал с небольшой задержкой, или же изменить псевдослучайную последовательность символов.
Даже небольшое изменение в данных о времени может привести к повсеместной приостановке работы огромного количества устройств, в том числе на транспорте. Интересно, что самому большому удару подвергнутся не системы, нуждающиеся в GPS как в средстве получения координат на местности, а те системы, которые используют этот вид связи для синхронизации времени.
Проблемы в синхронизации приведут к сбоям в телекоммуникационном оборудовании и финансовой сфере, поскольку она используется, например, для биржевых торгов. Данные времени от GPS применяются даже для балансировки нагрузки в электросетях.
Таким образом, даже небольшая и, казалось бы, незаметная человеку ошибка в хронометраже GPS-спутников, вызванная действиями искусственного интеллекта, способна привести к коллапсу на планете.
Навигаторы
Навигаторы, как и человек, опираются на саму карту и расположение улиц, а также на дополнительные факторы, такие как пробки или перекрытия улиц. Многие водители уже привыкли к тому, что навигатор может строить не самый очевидный маршрут, который на деле окажется самым быстрым из-за объезда препятствий на дорогах.
Потенциально крупное навигационное приложение может одновременно построить для своих пользователей маршруты, которые будут пересекаться в наскольких ключевых точках. В случае, например, с Москвой, и так страдающей от постоянных пробок, это может привести к транспортному коллапсу целого округа или даже всего города.
Тормоза на автомобилях
А что, если в одном из таких обновлений автомобили по всему миру скачают себе код, отключающий их тормоза или заставляющий сворачивать на встречную полосу? В таком случае мало не покажется и водителям автомобилей, не оснащенных возможностью обновления. Но это достаточно очевидный и прямолинейный сценарий. По-настоящему развитый искусственный интеллект мог бы поступить хитрее, к примеру заставляя автомобили постоянно притормаживать или просто ехать медленнее, чтобы люди тратили на дорогу больше времени. Это сразу же сказалось бы на качестве жизни людей, аА в случае с коммерческими перевозками привело бы к многомиллиардным убыткам.
Выбросы автомобилей
Дело в том, что современные автомобили уже давно оснащаются электронным блоком управления двигателем, который постоянно подстраивает параметры его работы, например соотношение воздуха и топлива. Это влияет на основные характеристики работы двигателя, такие как расход топлива и мощность, а также на уровень выбросов вредных веществ, к примеру оксидов азота.
Именно с этим блоком связан относительно недавний скандал вокруг компании Volkswagen, которая на протяжении нескольких лет обманывала американских экологических регуляторов, снижая выбросы во время тестов и повышая их в обычных условиях для большей экономичности автомобиля.
Автомобили, получающие обновления «по воздуху», могли бы скачать себе обновление, завышающее выбросы, что неминуемо привело бы к резкому росту содержания вредных веществ в атмосфере. Это, в свою очередь, негативно повлияло бы не только на глобальное изменение климата, но и на здоровье людей.
Причем речь идет не только о заболеваниях дыхательной системы. Некоторые исследования показывают связь между когнитивными нарушениями у детей и уровнем концентрации вредных веществ в атмосфере.
Не самая приятная перспектива, не правда ли? Но это еще не все. Хуже, что мы не можем сказать наверняка, не применяют ли уже машины эти или какие-то другие сценарии, о которых мы даже не подозреваем.
Оригинал earth-chronicles.ru