Этой весной состоялась закладка двух больших десантных кораблей измененного проекта 11711 в дополнение к «Петру Моргунову» и головному кораблю серии «Иван Грен». В прессе тиражируется мнение, что это «гонка за вчерашним днем» и что России нужны не БДК, выросшие из еще советского проекта 1171 «Тапир» 60-х годов, а универсальные десантные корабли типа «Америка» водоизмещением 46 тыс. тонн.
Этой весной состоялась закладка двух больших десантных кораблей измененного проекта 11711 в дополнение к «Петру Моргунову» и головному кораблю серии «Иван Грен». В прессе тиражируется мнение, что это «гонка за вчерашним днем» и что России нужны не БДК, выросшие из еще советского проекта 1171 «Тапир» 60-х годов, а универсальные десантные корабли типа «Америка» водоизмещением 46 тыс. тонн.
УДК тоже перевозят бронетехнику и морских пехотинцев. Только, во-первых, имеют серьезную авиационную группу, обычно представленную вертолетами разного назначения, а во-вторых, держатся от берега подальше, используя для доставки катера. Все это очень серьезно расширяет возможности УДК по сравнению с десантными кораблями.
И кто бы сомневался, что России нужны такие средства проецирования силы. Все же сухопутная компонента нашей армии самая сильная в мире и нам нужна возможность доставить ее на другой конец света.
Собственно, именно поэтому десять лет назад мы и решили прикупить у Франции пару «Мистралей». Однако не сложилось.
Разговоры о проектировании и строительстве отечественных УДК идут перманентно, однако, если не пытаться угадать секретные планы Минобороны и не принимать во внимание возможные резкие изменения в мире, придется констатировать, что корабли такого класса в ближайшие годы заложены не будут.
На то есть причины.
Во-первых, денег нет. Не то чтобы совсем, но имеются проекты поважнее.
Во-вторых, нет компетенций. Если бы была возможность безопасно заказать где-нибудь УДК, Минобороны скорее всего за нее ухватилось бы, но проектирование с нуля кораблей нового для России типа может вылиться в серьезные расходы, и не факт, что с хорошим результатом. Новые компетенции обычно всегда приобретаются через череду проб и ошибок. Это нормально.
“Проектирование с нуля кораблей нового для России типа может вылиться в серьезные расходы”
В-третьих, наши верфи, способные собирать крупные корпуса кораблей, порядком загружены на годы вперед.
Так что, как ни крути, а УДК, скорее всего, не будет. Потому как для его постройки нужно будет отказаться и подвинуть в сроках другие проекты, каждый из которых, при ближайшем рассмотрении оказывается более нужным флоту.
Потому и вопрос у нас не стоит – строим десантные корабли или универсальные? Нет, либо строим десантные корабли, либо не строим ничего.
А строить нужно.
«Иван Грен» берет на борт батальон морской пехоты – это почти 300 человек при трех десятках БМП. Плюс ударный вертолет Ка-52К «Катран» или два транспортно-боевых Ка-29. Малая, но сила. Из средств самообороны корабля – три 30-мм артиллерийских установки и два спаренных 14,5-мм пулемета. Из старого проекта 1171 выжали максимум.
«Мистраль» берет на борт немногим больше – 450 морских пехотинцев, но техники – 70 единиц. В два с лишним раза больше. И несет серьезную авиационную группировку – 30 различных вертолетов. Плюс четыре катера для доставки бойцов на берег.
Да, «Мистрали» гораздо более универсальное и мощное средство проецирования силы. Но их у нас уже никогда не будет, а четыре новых больших десантных корабля все равно доставят на место больше морских пехотинцев, чем два «Мистраля».
И стоят наши БДК в девять раз дешевле.
А разницу в возможностях придется нивелировать тактикой применения.
Справка «ВПК»
БДК «Владимир Андреев» и «Василий Трушин», строящиеся на ПСЗ «Янтарь» в Калининграде, войдут в состав Тихоокеанского флота.