Зона отчуждения через 33 года после аварии — глазами ученых

В результате взрыва на четвертом энергоблоке электростанции в окружающую среду было выброшено примерно в 400 раз больше радиоактивных веществ, чем при взрыве атомной бомбы «Малыш», уничтожившей Хиросиму.

Оценки числа жертв трагедии сильно разнятся. По официальным данным ООН, лишь около 50 человек погибли непосредственно в результате аварии и еще в пределах 4000 — от проблем со здоровьем, вызванных облучением.

Однако есть и другие исследования, доказывающие, что жертвами радиоактивного выброса стали сотни тысяч людей и за два десятилетия после аварии взрыв на ЧАЭС — прямо или косвенно — унес до 200 тысяч жизней.

Чернобыльская трагедия по сей день остается крупнейшей техногенной катастрофой в истории человечества. Ученые внимательно следят за тем, что происходит на территории, наиболее пострадавшей от радиации, пытаясь оценить долгосрочные последствия этой аварии для окружающей среды.

Что же там происходит сегодня?

Жизнь в «мертвом лесу»

Прилегающий к электростанции сосновый лес получил такую высокую дозу радиации, что деревья мгновенно умерли и порыжели. Из животных не выжил почти никто.

Казалось очевидным, что эта территория абсолютно непригодна для жизни — и останется мертвой зоной по меньшей мере на несколько веков (учитывая скорость, с которой радиоактивные вещества распадаются и перестают представлять опасность).

 

 

Однако сегодня, 33 года спустя после аварии, покинутая людьми зона отчуждения превратилась в настоящий заповедник. Там живут медведи и бизоны, водятся волки и рыси, дикие кабаны и лошади Пржевальского — и многие другие животные, не считая пары сотен видов птиц.

В 2014 году ученые установили в зоне отчуждения 42 видеокамеры, реагирующие на движение, и начали перепись лесных обитателей. Исследователи с удивлением обнаружили, что сохраняющийся в Рыжем лесу высокий уровень радиации практически не оказывает негативного эффекта на дикую природу Чернобыля.

Конечно, некоторые отклонения все же есть. Например, среди птиц нередко встречаются альбиносы, продолжительность жизни насекомых в «мертвом лесу» короче, чем за его пределами, а грызуны дают значительно меньшее потомство.

 

Однако в целом природное разнообразие поражает. По словам ученых, животные оказались куда более устойчивы к радиации, чем ожидалось, и смогли быстро адаптироваться к сильному излучению. Не последнюю роль тут, конечно, сыграло и полное отсутствие на этой территории людей.

 

 

«Кажется, в среднесрочной перспективе, присутствие человека и продукты его жизнедеятельности оказывают на дикую природу значительно более негативный эффект, чем атомная катастрофа», — заключает испанский биолог Герман Орисаола.

Заселить Чернобыль?

Уровень радиации вокруг Чернобыльской АЭС сейчас значительно ниже, чем сразу же после аварии — впрочем, для человека там все равно слишком опасно. Ближайший к месту катастрофы город Припять объявлен непригодным для жизни на ближайшие 24 тысячи лет.

Однако это не значит, что эту территорию никак нельзя использовать по-другому. Например, ежегодно зону отчуждения посещают около 70 тысяч туристов.

На саркофаге, закрывающем разрушенное здание реактора, установлено почти 4000 солнечных панелей. Атомная электростанция превратилась в солнечную.

Подписывайтесь на Телеграм-канал Русской службы Би-би-си
При этом радиационное загрязнение внутри «мертвого леса» крайне неравномерно. Канадский биолог Тимоти Муссо сравнивает его с лоскутным одеялом.

«Некоторые участки очень, очень радиоактивны — вы вряд ли встретите такой уровень радиации где-либо еще на всей планете. А вот другие — размером до километра или даже двух — могут оказаться абсолютно чистыми», — объясняет он.

Чтобы понять, какие участки зоны поражения наиболее опасны, ученые Бристольского университета при помощи двух дронов составили подробнейшую трехмерную радиационную карту Рыжего леса.

 

 

Поскольку установленный в 2016 году саркофаг глушит излучение взорвавшегося реактора примерно в 10 раз, самой яркой точкой на карте оказался расположенный поблизости промышленный гараж, где вот уже 30 с лишним лет ржавеет старая уборочная техника.

Это лишь на первый взгляд может показаться странным. Все становится на свои места, если вспомнить, что именно эти машины принимали активное участие в ликвидации последствий аварии, сгребая зараженную радиацией землю.

Впрочем, последствия катастрофы до сих пор ощущаются и за пределами зоны поражения. Например, прошлогоднее исследование показало, что коровы в Ровенской области по-прежнему дают молоко, содержание в котором радиоактивного цезия-137 превышает предельно допустимую в 3,5 раза.

И хотя оценки происходящего под Чернобылем сильно разнятся по степени оптимизма, ученые согласны в одном. Три десятилетия — слишком короткий срок для атомной аварии. И истинные масштабы чернобыльской трагедии нам еще только предстоит оценить.

Оригинал earth-chronicles.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *