Вы помните радужные перспективы, которые нам рисовал интернет?
Расцвет демократии; возможность неограниченного общения для людей, находящихся в самых разных частях света; гигантский объем знаний, приобретенных человечеством за всю его историю, — на расстоянии одного клика. Сегодня интернет забит фанатичными проповедями на любой вкус, сенсационными кликбейт-заголовками, а контролируют его несколько крупных компаний. Это игровая площадка для русских диверсантов, неонацистов и конспираторов. Интернет заманил платежеспособных клиентов на фестиваль Fyre и помог усадить тролля из Twitter в Овальный кабинет. И да, все, что вы читаете, смотрите, пролистываете, печатаете, отслеживается и передается сомнительным посредникам, представителям правительства и прочим интернет-гигантам. Мы и не заметили толком, как оказались страшно далеки от мечты.
Когда-то, еще в 1990-х, орегонский сенатор Рон Уайден просто хотел, чтобы интернет — и маленький человек, стучащий по клавишам в своей комнатенке в общежитии, подстегиваемый энергетиками и большой мечтой, — получил шанс. «Я понятия не имел, какие будут последствия», — говорит он мне, растянувшись на диване у себя в офисе и водрузив ноги на кофейный столик.
И все же Уайден приложил руку к тому, что журнал «Экономист» окрестил термином techlash, — нарастающему потоку критики в адрес таких гигантов индустрии, как Google и Facebook. Он был одним из авторов нескольких законодательных актов, регулирующих интернет, в том числе исторического раздела 230 Закона о соблюдении правил приличия в системах связи 1996 года. Согласно закону, веб-сайты стали рассматриваться как библиотеки, и это освободило их от ответственности за то, что публиковали пользователи. Это причина, по которой YouTube до сих пор не завален исками об авторских правах, а Reddit не несет ответственности за публикации своих «реддиторов». Кроме того, закон разрешил веб-сайтам самим контролировать свой контент и по своему усмотрению удалять любые спорные материалы. «Щит и меч» — так Уайден называет эти две части раздела 230. Но технологические компании, надежно прикрытые «щитом» от ответственности, опустили свои «мечи», дав возможность иностранным правительствам превратить ничего не подозревавшие Facebook и Twitter в платформу для подрывной деятельности пятой колонны.
Офис Уайдена, несмотря на весь богатый опыт и обширные знания его хозяина, на удивление скромно технически оснащен. Он похож на любое другое рабочее пространство — с семейными фотографиями, сувенирами и безделушками, с кипой бумаг на столе. Единственная видимая предосторожность — стикер, закрывающий камеру на ноутбуке. Но, в отличие от большинства политиков, сидящих в офисах, в распоряжении Уайдена имеется группа экспертов высочайшего уровня (неофициальное кодовое обозначение: guerrilla movement — «партизанское движение»). Старший советник Крис Согоян, авторитетный и неутомимый борец за кибербезопасность, называет Уайдена самым главным «ботаном» среди сенаторов (и считает это комплиментом). В прошлом году Согоян — при содействии босса — убедил Верховный суд начать кодировать свои имейлы; обнародовал информацию о том, что вблизи Белого дома все мобильные телефоны прослушиваются.
В этом году Уайден планирует взять под контроль то, что писательница Шошана Зубофф называет «надзорным капитализмом». Продажа ваших интересов, потребительских привычек или местонахождения тому, кто больше заплатит, и есть на сегодняшний день главная бизнес-модель Кремниевой долины. Онлайн-конфиденциальность становится главной темой в 2019 году и в новом избирательном цикле. Законопроект Рона Уайдена предоставляет пользователям возможность избежать слежки, а также обещает серьезные штрафы крупным компаниям и тюремный срок руководству, которое скрывает информацию о методах своей работы. Глава Facebook явно был не до конца честен перед конгрессом и американским народом, когда отчитывался о том, как компания обменивается данными. Но на прямой вопрос, отправится ли Цукерберг в тюрьму, Уайден ответил: «Мой закон не имеет обратной силы, так что никто не будет преследоваться за действия, совершенные в прошлом».
«К счастью, — произносит Уайден, перед тем как отправиться выступать с очередной речью перед сенатом, — в Америке правда всегда выходит наружу. Так утверждал мой отец».
Хронология сливов данных корпорациями
- Апрель 2018
Становится известно, что Facebook передал личные данные 87 млн пользователей компании Cambridge Analytica, аффилированной с Трампом.
- Сентябрь 2018
Uber заплатил $148 млн компенсации за утечку личных данных 57 млн пользователей.
- Декабрь 2018
Google признает, что баг, обнаруженный в Google+, случайно открыл доступ к личной информации 52 млн пользователей.
Оригинал earth-chronicles.ru