Вопрос: Вы говорите, что всё видимое вами — это вы сами. Вы также признаёте, что видите мир так же, как мы. Вот сегодняшняя газета, полная всех происходящих сейчас ужасов. Если мир — это вы сами, как вы можете объяснить такое безобразие?
Махарадж: Какой мир вы имеете в виду?
В: Наш общий мир, в котором мы живём.
М: Вы уверены, что мы живём в одном мире? Я не имею в виду природу, моря и землю, растения и животных. Они не представляют проблему, как и безграничное пространство, бесконечное время, неистощимая сила. Пусть вас не вводит в заблуждение то, что я ем и курю, читаю и говорю. Мой ум не здесь, моя жизнь не здесь. Ваш мир желаний и их исполнения, страхов и их избежания определённо не является моим. Я его даже не воспринимаю, разве что только по вашим словам. Это ваш личный мир-сновидение, и моя единственная реакция на него — попросить вас проснуться.
В: Несомненно, войны и революции не являются снами. Больные матери и умирающие от голода дети — это не сон. Богатство, приобретённое обманом и используемое во вред, — это не сон.
М: А что же?
В: Сон нельзя разделить с другими.
М: Как и бодрствующее состояние. Все три состояния — бодрствующее, сон со сновидениями и сон без сновидений — субъективны, персональны, личностны. Они все происходят и содержатся в маленьком пузырьке сознания, называемом «я». Истинный мир лежит за пределом «я».
В: «Я» или не «я», но факты реальны.
М: Конечно, факты реальны! Я живу среди них. Но вы живёте фантазиями, а не фактами. Факты никогда не сталкиваются, а ваша жизнь и ваш мир полны противоречий. Противоречия — это признак иллюзорности, реальное никогда не противоречит себе. К примеру, вы жалуетесь, что люди унизительно бедны. Однако вы не делитесь с ними своим богатством. Вы обеспокоены войной поблизости, но едва ли вспомните о ней, если она идёт где-то далеко. Изменчивые состояния вашего эго определяют ваши ценности. «Я думаю», «я хочу», «я должен» возведены в ранг абсолюта.
В: Тем не менее, зло реально.
М: Не более реально, чем вы. Зло — это неправильный подход к проблемам, созданным непониманием и злоупотреблением. Это порочный круг.
В: Можно ли разбить этот круг?
М: Не нужно разбивать фальшивый круг. Достаточно увидеть его таким, какой он есть, — несуществующим.
В: Но достаточно реальным, чтобы заставить нас подчиниться и подвергать нас унижениям и жестокости.
М: Безумие повсеместно, здравомыслие очень редко. И всё же надежда есть, потому что когда мы замечаем наше безумие, мы на пути к здравомыслию. Это функция Гуру — помочь нам увидеть безумие нашей повседневной жизни. Жизнь делает вас сознательными, учитель делает вас осознанными.
В: Сэр, вы не относитесь ни к тому, ни к другому. С незапамятных времён люди проникали в реальность. Однако как мало это влияло на наши жизни! Рамы и Кришны, Будды и Иисусы приходят и уходят, а мы остаемся какими были, барахтающимися в поту и слезах. Что сделали великие, чьи жизни мы наблюдали? Что сделали вы, сэр, чтобы облегчить мировое рабство?
М: Только вы можете исправить зло, которое сами создали. Ваш собственный жестокий эгоизм — корень зла. Сначала наведите порядок в собственном доме, и тогда увидите, что ваша работа сделана.
В: Люди мудрости и любви, которые были до нас, приводили себя в порядок, часто огромной ценой. И что из этого вышло? Падающая звезда, какой бы яркой она ни была, не может сделать ночь светлее.
М: Чтобы судить их самих и их работу, вы должны стать одним из них. Лягушка в колодце ничего не знает о птицах в небе.
В: Вы хотите сказать, что между добром и злом нет стены?
М: Никакой стены нет, потому что нет ни добра, ни зла. В каждой конкретной ситуации есть только необходимое и излишнее. Нужное правильно, ненужное неправильно.
В: Кто это решает?
М: Ситуация. Каждая ситуация — это вызов, который требует правильной реакции. Если реакция правильная, вызов принят, и проблема исчезает. Если реакция неправильная, вызов не принят, и проблема остаётся нерешённой. Ваши нерешённые проблемы — это ваша карма. Решите их правильно и будьте свободны.
В: Вы всё время толкаете меня обратно к самому себе. Разве нет объективного решения мировых проблем?
М: Мировые проблемы были созданы бесчисленными людьми, подобными вам, переполненными своими желаниями и страхами. Кто может освободить вас от вашего прошлого — личного и социального — кроме вас самих? И как вы сделаете это, если не увидите настойчивую необходимость сначала освободиться от стремлений, порождённых иллюзией? Как вы можете помогать, если сами нуждаетесь в помощи?
В: Как помогали древние мудрецы? Как помогаете вы? Отдельные люди получают пользу, без сомнения, ваше руководство и пример могут много для них значить, но каким образом вы воздействуете на человечество, на тотальность жизни и сознания? Вы говорите, что вы есть мир и мир есть вы, какой импульс вы ему послали?
М: Какого импульса вы ожидаете?
В: Человек глуп, эгоистичен, жесток.
М: Человек также мудр, заботлив, добр.
В: Почему доброта не преобладает?
М: Она преобладает — в моём реальном мире. В моём мире даже то, что вы называете злом, является слугой добра, и потому необходимо. Оно как нарывы и лихорадки, которые очищают тело от нечистот. Болезнь болезненна, даже опасна, но если с ней взаимодействовать правильно, она излечивает.
В: Или убивает.
М: В некоторых случаях смерть — лучшее лечение. Жизнь может быть хуже смерти, которая редко бывает неприятным переживанием, как бы это ни выглядело со стороны. Поэтому жалейте живых, а не мёртвых. Проблема хороших или плохих вещей не существует в моём мире. Нужное хорошо, ненужное плохо. В вашем мире приятное хорошо, а неприятное плохо.
В: Что является необходимым?
М: Расти — необходимость. Вырасти — необходимость. Оставить хорошее ради лучшего — необходимость.
В: И каков конец?
М: Конец находится в начале. Вы заканчиваете, когда начинаете — в Абсолюте.
В: Тогда к чему всё это беспокойство? Чтобы вернуться туда, откуда я начал?
М: Чьё беспокойство? Какое беспокойство? Вы жалеете росток, который должен расти и множиться, пока не станет могучим лесом? Вы убиваете младенца, чтобы спасти его от беспокойства жизни? Что плохого в жизни, порождающей ещё больше жизни? Уберите препятствия к росту, и все ваши личные, социальные, экономические и политические проблемы просто растворятся. Вселенная совершенна как целое, и стремление к совершенству какой-то её частички — выражение радости. Добровольно пожертвуйте несовершенным ради совершенного, и больше не будет нужды говорить о добре и зле.
В: И всё же мы боимся лучшего и цепляемся за худшее.
М: Это наша глупость, граничащая с безумием.
«Я есть То»
Махарадж Нисаргадатта
Источник материала сайт «e-reading.club»
Комментирование и размещение ссылок запрещено.