Уникальность находки, сделанной под Лепелем, заключается не только в ее древности, но и в том, что кости сложены особым образом, что может указывать на магический обряд.
На севере Витебской области экспедиция белорусских археологов исследовала стоянку Береща-1 эпохи неолита. Ученым посчастливилось найти не только кости таких животных, как лось, медведь или бобер, на которых наши далекие предки охотились, но и настоящую сенсацию — останки подростка.
По словам заведующего сектором неолита и бронзового века Института истории НАН Беларуси Максима Чернявского, останки можно датировать третьим тысячелетием до нашей эры. При этом в северной части нашей страны до сих пор таких находок еще не делали. В чем уникальность сделанного открытия, разбирался корреспондент Sputnik Станислав Андросик.
Магия каменного века
Интересно, что останки подростка были уложены таким образом, что его череп лежал темечком вниз. При этом крупные кости были сложены рядом, визуально это было похоже на прямоугольник.
«Это не было классическим захоронением тела, а скорее умышленным погребением костей. Ученые будут еще выяснять: было ли это такое необычное захоронение или имел место магический обряд», — пояснил Максим Чернявский.
Белорусским археологам впервые удалось найти останки эпохи неолита в нетронутом виде. В ближайшее время они будут доставлены в Академию наук для дальнейшего изучения.
Ученые планируют использовать для исследований всю информацию, в том числе и ДНК. Проще всего генетический материал извлечь из зубов, и здесь отечественным ученым помогут коллеги из университета в Тарту в Эстонии, которым такой опыт не в новинку.
Интересно, что подросток из неолита уже имел заметно стершиеся зубы или как говорят археологи — синдром третьей руки. Дело в том, что древние люди, которые когда жили на островках посреди озера под Лепелем, зачастую пользовались зубами как инструментом. Древние люди могли с их помощью обрабатывать кожу и другие материалы, чтобы сделать их мягче.
Ювелирные украшения
Древние люди тоже любили себя украшать и использовали для этого различные материалы. Близость Балтийского моря обусловила популярность янтаря. Правда, это камень органического происхождения, а значит, быстро разрушается в кислых почвах. Другое дело — торфяники, но археологический памятник Береща-1 к ним не относится.
Поэтому, как признается Чернявский, еще предстоит понять, каким образом в земле сохранилась янтарная подвеска, которая тоже датируется третьим тысячелетием до нашей эры. Кстати, в Беларуси помимо этой подвески были найдены всего четыре места с похожими ювелирными украшениями эпохи камня.
Помимо этого археологи нашли много остатков посуды, кремневых и костяных орудий труда. Все находки относятся к усвятской, северо-белорусской, гребенчатно-ямочной, нарвской и нарочанской культурам, которые была распространены на севере Беларуси.
Оригинал earth-chronicles.ru