От оружия и посуды до религиозных фигурок — более 300 находок обнаружили югорские археологи на территории древнего городища Шеркалы. Оно находится на полуострове в Октябрьском районе. Сегодня от города остался только многометровый культурный слой земли, в котором зарыты многочисленные исторические артефакты. Исследователи уже третью неделю трудятся на памятнике культурного наследия, раскапывая, как они говорят, в буквальном смысле страницы истории региона. На объекте работают более 70 человек — студентов, реставраторов, ученых, историков, музеологов и фотографов. В этом году археологи впервые за много лет приступили к раскопкам нового культурного слоя.
«Средний городок»
Это лето на раскопе в Шеркалах, к радости археологов, богато на уникальные находки. Среди них — каменный фрагмент, похожий на блюдо с рисунком. Впервые с древним искусством из такого материала встречается даже опытный историк Александр Кениг, ведь чаще всего народы изготавливали предметы быта из бересты, глины или меди. После экспедиции команде ученых предстоит выяснить историю возникновения этого и других предметов и связь с Югрой. На месте древнего городища находят артефакты, которые, предположительно, использовались для древних ритуалов. Причем большинство предметов вызывает у ученых немало вопросов и заставляет строить свои догадки о происхождении народов, которые здесь проживали. Так, по одной из главных версий, городище Шеркалы благодаря своему удобному месту расположения было военно-торговой факторией и политическим центром древнего княжества.
— В средние века на территории Югры существовало Кодское княжество — самое воинственное. Шеркальское городище могло быть его первой столицей или административным торговым центром точно. В исторических источниках встречаются записи, что люди платили ясак в Шеркару. Раньше Шеркалы называли Шеркары. Переводится, как «средний городок». Сейчас прижилось уже обрусевшее слово, — рассказал руководитель экспедиции «В поисках древней Югры» Александр Кениг. — Предполагаем, что здесь жили коми-зыряне, которые по каким-то причинам в 10-11 веке совершили паломничество в эти земли из нижегородских регионов. Аналогичная архитектура встречается как раз в тех местах. Конечно, пришельцы волей-неволей повлияли на формирование культуры местных современных ханты и манси. Название, кстати, этих народностей появилось уже после 16 века.
Мощность так называемого культурного слоя на этом месте достигает трех метров, что тоже уникально. Это значит, что люди постоянно жили на этом месте на протяжении долгого периода. Причем археологи нашли свидетельства, в том числе, и более поздних культур. Памятник Шеркалы пока что не очень изучен учеными. Им начали заниматься в конце 1970-х годов. Потом был долгий перерыв, и только в прошлом году было решено возобновить раскопки. Исследователей поддержали фонды президентских и губернаторских грантов.
— По истории нашего региона очень мало письменных источников. Полноценные источники появились после 16 века. Все ранее — это информация из летописей, которую собирали по слухам, чьим-то рассказам. Только где-то в 17 веке появляется описания Сибири, Югры людьми, которые здесь действительно бывали. Получается, что история нашего края может быть восстановлена только по археологическим источникам, — рассказал Александр Кениг. — История края не должна ассоциироваться только с походами Ермака или с освоения земель нефтяниками. Она более древняя и глубокая.
Раскопать историю
В этом году в рамках экспедиции здесь работала Летняя археологическая школа для студентов. Порядка 50 человек из 8 регионов России заинтересовались раскопками городища в Октябрьском районе. Студенты говорят, такой уникальный археологический опыт получить можно только на Севере.
— Это очень хорошая практика для тех, кто свяжет свою жизнь с археологией. Мы работаем с периодом Средневековья. Здесь большой этнографический пласт. Причем памятник без изучения этнографии невозможно понять. Вот у нас здесь были обнаружены, например, фрагменты челюсти медведя, коготь. Предположительно, что это были ритуальные вещи. И такие предметы исследуют уже этнографы. То есть изучение памятника на стыке наук, — пояснила начальник отдела «Научно-исследовательского проектно-изыскательского этно-археологического центра» Алена Родионова.
На раскопки в Шеркалы приехали студенты не только Югры, но и Новосибирской, Тюменской, Иркутской области, Башкортостана, Красноярска, Алтая и других регионов. Мастер-классы по этнографии, по изучению археологических памятников, полевой реставрации, консервации, по ткачеству и даже орто-фотосъемке памятников для студентов провели ведущие специалисты институтов Югры и России.
— Это вообще интересное место, потому что оно пока что малоизученное. О самом поселении почти ничего не известно, только предположительные версии, поэтому каждая твоя находка может совершить настоящее открытие, — поделилась студентка новосибирского института Екатерина Медведева. — Лично я находила керамические изделия, фрагменты крупных костей, челюсть.
— У нас в институте был конкурс. Студенты боролись за право поехать в эту экспедицию. Мы вообще стараемся вывозить их на разные объекты. Обычно это какие-то могильники. Но именно это место в Югре намного интереснее для работы, чем все предыдущие объекты. Студенты приобретают на раскопках поселений гораздо больше навыков, чем при раскопе могильников, тут больше интересных находок, — считает секретарь Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук Ольга Новикова.
Вторая жизнь артефактов
В этом году в лагере работает свой собственный реставратор из новосибирского института, что само по себе — уникально. Марина Мороз дает археологическим находкам буквально «вторую жизнь». Именно от нее зависит, смогут ли откопанные с таким трудом ценные древние предметы добраться до ученых и музееведов. Марина реставрирует все находки прямо в поле. В ее палатке есть специальные растворы, которыми она обрабатывает предметы. К слову, ее сложно удивить. Марина реставрировала даже мумий, найденных на Алтае.
— Я всегда говорю, что мы практически с земли из могилы возвращаем артефакты в жизнь, — улыбается ведущий художник-реставратор Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук Марина Мороз. — Если реставратор присутствует в поле, то может сопровождать материал, что называется «от могилы до новой жизни». Все, что можно сделать в поле: отмыть, пропитать, просушить — мы сделали. Есть вещи уже практически готовые к экспонированию. Мы не можем обрабатывать только металлические находки и консервируем их, чтобы они добрались до лабораторий в целости и сохранности.
К слову, раскапывать Шеркалы до самого основания исследователи не планируют. Надеются на современные технологии.
— Археология сильно меняется. Археолог — это уже не традиционный исследователь с лопатой, а ученый, который использует достижения разных наук. Наши западные коллеги, к слову, такие масштабные раскопки уже не ведут. Любые раскопки — это уничтожение памятника, потому что он переходит в другую реальность. Если мы его выкопаем весь, то памятника не будет, его разберут на артефакты по музеям. Возможно, скоро мы будем владеть и вовсе безраскопочными технологиями. Ну а в городище Шеркалы нам хватит работы еще лет на 20 точно, — рассуждает Александр Кениг.
Экспедиция продлится до конца июля. После чего ученые будут изучать свои находки, чтобы как можно больше интересных подробностей узнать о богатой истории Югорского края.
Оригинал earth-chronicles.ru