Каковы исторические корни южноуральцев? Гены каких народов несут в себе потомки древних жителей гор, лесов и степей Челябинской области?
Это и стало главной темой прошедшей в медиахолдинге «Гранада Пресс» пресс-конференции, посвященной находкам археологов на могильном комплексе «Уелги» Кунашакского района.
— Недавно закончился 10-й полевой сезон многолетних раскопок этого кургана, проводимых в рамках международного гранта, — сообщил доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра евразийских исследований ЮУрГУ Сергей Боталов. — За это время исследованы сотни погребений IX-XI веков. На этот раз в раскопках принимали участие ученые и студенты ЮУрГУ, ЧелГУ, челябинские школьники, а также ведущий специалист из Тюменского археологического центра Артем Екимов. Этот уникальный могильный комплекс состоит из захоронений самых разных народов — протомадьяр, протобашкир, протоманси, а также пришедших сюда протоказахов и древних кипчакоалтайцев. Южный Урал стал своего рода плавильным котлом, в котором формировались эти народы. И каждый здесь оставил свой след.
По словам Сергея Боталова, ученые наконец приблизились к пониманию того, как сооружался этот необычный курганно-могильный комплекс. Поначалу он был грунтовым могильником, и вокруг общего центра по секторам ставились ограды, велись захоронения. Так курган рос вверх, ширился, прирастая новыми обиталищами тел и духов ушедших вождей. Могилы были разграблены еще в древности, но серебряные украшения, керамику и оружие не похитили, а разбросали снаружи. Видимо, это, скорее, осквернение захоронений, месть чужим богам.
— В этом году мы обнаружили немало артефактов прошлого, — говорит научный сотрудник общественного фонда «Южный Урал» Суфия Газизова. — «Сверху» находилось тело юного 15-летнего лучника, а под ним — захоронение статусного воина или вождя времен до мадьярского исхода. В его могилу положили все, что могло пригодиться на том свете: оружие, комплект серебряных поясов, изукрашенные керамические сосуды так называемого кушнаренковского типа.
Кроме того, были найдены серебряные «паспортные бляшки» с растительным орнаментом — точно такие же, как у древних венгров Карпатской котловины. По мнению ученых, мадьярские воины и в «период обретения родины» возвращались в родные края, на Урал, в поисках жен и чтобы набрать новых воинов. Свежие силы были очень нужны для завоевательных походов Великой Венгрии, простиравшейся от отрогов Южного Урала до нынешней Перми, охватывая Поволжье, и до Карпат.
— Нынешние раскопки показали перспективность совместных междисциплинарных исследований самых разных вузов и археологических центров, — считает доктор исторических наук, директор Научно-образовательного центра евразийских исследований ЮУрГУ Александр Таиров. — Вместе работали археологи и почвоведы, генетики и палеонтологи. И результаты впечатляют.
В числе находок — бляшки с мадьярской символикой, двумя фламинго, характерными для буддизма, и даже несторианский крест азиатской ветви христианства! А значит, венгерская элита уже в те времена многобожия и шаманства увлекалась монотеистическими религиозными течениями: несторианством, манихейством, буддизмом.
— На мой взгляд, вроде бы разнородное население Южного Урала даже в древности составляло единое целое, некую культурно-историческую общность, — подытожил председатель правления общественного фонда «Южный Урал» Гаяз Самигулов. — Представители разных народностей общались между собой, брали у соседей лучшее. Даже коренное население региона, башкиры, — это многокомпонентный народ, который несет в себе гены тюрков, гуннов, мадьяр и других народов. Южноуральский «плавильный котел» выплавил и их «родственников» — венгров! Это один из самых загадочных народов, завоевателей, называющих себя потомками гуннов и дошедших до берегов Дуная.
Оригинал earth-chronicles.ru