Большинство из них светятся благодаря одному и тому же механизму – выработке особых белков. Однако учёные из нескольких научных центров США нашли исключение – новый механизм, который ранее не встречался ни у одного животного.
Объектом этого исследования стали представители кошачьих акул – сетчатая кошачья акула и калифорнийская кошачьеголовая акула.
Эти создания проводят большую часть времени в засаде на дне океана, поджидая осьминогов и других морских существ. Для рыб, которые редко «выходят в свет», они имеют уж очень роскошный «наряд», шутят учёные.
Однако, когда они обнаружили источник флуоресценции, им стало не до шуток: оказалось, речь идёт о не о выработке белков, а об ином химическом пути.
Специалисты поясняют, что у животных большая часть триптофана идёт на создание белков. Но небольшая часть превращается в соединение кинуренин (оно, в свою очередь, является строительным блоком для ниацина – витамина B3).
Оказалось, при присоединении атомов брома кинуренин заставляет кожу акул поглощать высокоэнергетические волны синего света в толще океана и переизлучать зелёные волны с более низкой длиной. Открытые флуоресцентные молекулы назвали бромированными метаболитами триптофан-кинуренина.
[embedded content]
Авторы работы пока затрудняются сказать, для чего именно акулам нужна биофлуоресценция. Возможно, это особый способ коммуникации: свечение помогает акулам различать представителей разных видов или же распознавать потенциальных партнёров (вторая версия основана на том, что у самцов и самок акул разные «флуоресцентные схемы»).
Но есть и другая гипотеза. Дело в том, что открытые учёными соединения также обладают антибактериальными свойствами. Поэтому возможно, что они защищают акул от патогенов, которых в донных отложениях содержится больше, чем в толще воды.
Оригинал earth-chronicles.ru