В ходе программы «Аполлон» американцы осуществляли исследование Луны, в том числе было организовано 6 высадок на ее поверхность. Первая миссия, в рамках которой человек ступил на естественный спутник Земли, именовалась «Аполлон-11», в то время как последняя носила 17-ый порядковый номер. Однако один из стартов оказался неудачным. В ходе миссии «Аполлон-13» произошла авария, которая не только не позволила высадиться на Луну, но и поставила под опасность жизни членов экипажа. В результате этот полет стал одним из самых драматических событий в истории пилотируемой космонавтики. Как именно развивались события во время той миссии?
Неудачи стали преследовать космонавтов ещё до полета. Командиром должен был быть Алан Шепард, однако за несколько дней до полета он заболел. Было принято решение направить к Луне резервный экипаж Джеймса Ловелла. Однако в его состав входил Томас Маттингли, который контактировал с еще одним болевшим астронавтом, Чарльзом Дюком (он переболел краснухой). Исследования медиков показали, что у Томаса нет иммунитета, и в полете он может заболеть, поэтому Маттигли поменяли на Джона Суайгерта. Третьим членом экипажа был Фред Хейз.
Ловелл на тот момент имел наибольший опыт космических полетов среди всех землян. Он уже трижды успел побывать в космосе, в том числе участвовал в облете Луны во время миссии «Аполлон-8». Два других космонавта не имели опыта пребывания в космосе.
Старт ракеты Сатурн-5, использовавшейся для лунной программы США, состоялся 11 апреля 1970 года. Интересно, что часы во время старта показывали 13 часов 13 минут. Из пяти двигателей ракеты один отказал раньше времени, однако это удалось компенсировать более длительной работой других двигателей.
Первые двое суток полета к Луне прошли в штатном режиме. Однако в начале 48-ого часа полета экипаж по указанию из Хьюстона перемешивал содержимое кислородных баков, и датчик на одном из них, под номером 2, стал показывать превышение максимально допустимого давления. Однако так как другие датчики на том же баке не показывали этого, руководство полетом посчитало, что неисправен сам датчик.
Когда корабль находился на расстоянии 330 тысяч километров от Земли, а сами астронавты участвовали в репортаже для телезрителей, в ЦУПе (центре управления полетами) зафиксировали повышения уровня кислорода. По окончании трансляции экипаж снова начал перемешивать кислород, но через 16 секунд бак №2 взорвался. Одновременно из строя вышли две батареи топливных элементов из трех, которые давали электричество кораблю. Из двигателя выходил газ, который менял положение корабля, из-за чего он сбивался с курса.
Хьюстон рекомендовал закрыть топливные элементы, чтобы не допустить утечку из 2 кислородных баллонов. Но результат получился обратным – кислород быстро вышел из них. В результате было принято решение, что экипаж должен перейти в лунный модуль «Водолей», в котором ещё действовали системы жизнеобеспечения. Инженеры провели анализ систем корабля и пришли к выводу, что критическим ресурсом является вода, которая используется не только для питья, но и для охлаждения электроники, поэтому экипаж был вынужден экономить ее, испытывая жажду.
Специалисты ЦУП должны были принять решение, как именно организовать возращение космонавтов. Вариант использования служебного двигателя был исключен сразу – ведь, возможно, он поврежден. Вместе с тем и отсоединять поврежденный модуль было нельзя, так как он защищал астронавтов от холода. Поэтому маневрировать решили с помощью двигателя посадочной ступени. При этом необходимо было облететь Луну. Для того, чтобы капсула приземлилась в нужном районе Тихого океана, пришлось на 11 часов замедлить возвращение экипажа.
Из-за взрыва корабль был опутан облаком кислорода и осколками модуля, которые мешали осуществлять навигацию по звездам. В результате могла возникнуть ошибка в навигации. Определять свои координаты по Солнцу было также нельзя из-за слишком больших его размеров. В результате пришлось наводить корабль по верхнему лимбу солнечного диска.
Также постоянно возникали проблемы со связью, так как на частоте, которую использовал «Водолей», работала третья ступень ракеты «Сатурн-5», которую в рамках одного из экспериментов направили на Луну. Наконец, корабль по неизвестной причине дрейфовал. Надо понимать, что экипаж не мог осмотреть повреждения служебного модуля снаружи, поэтому не понимал, какие из его систем могут давать утечку газа.
Всего экипажу пять раз пришлось корректировать свою траекторию. В первый раз они скорректировали свое положение по лимбу Солнца, чтобы точнее определить свое положение. Далее на 62-ом часу использовался двигатель посадочной ступени для перехода на траекторию возвращения к Земле. После этого экипажу пришлось ещё сильнее увеличить свою скорость, чтобы успеть вернуться до окончания ресурсов жизнеобеспечения корабля.
На 85-ом часу полета стало фиксироваться повышение содержания углекислого газа в атмосфере корабля. Стало ясно, что штатные системы его поглощения почти насытились. На земле инженер Эд Смайли смог придумать конструкцию прибора, который помог очистить воздух. Он был изготовлен из элементов лунных скафандров корабля.
Температура в командном модуле упала до 5 °С, а в лунном поддерживалась на уровне 11 °С. При этом Фред Хейз пролил на себя канистру с водой, из-за чего его ботинки промокли, а переодеться он не мог. В результате Фред простудился, но в аптечке было только две таблетки аспирина.
Ситуация осложнялась тем, что экипаж не мог даже сбросить за борт свою мочу, ведь это могло изменить курс корабля. В результате команда была вынуждена собирать ее в пакеты, которые скотчем прикреплялись к стенкам.
На 95-ом часу произошел ещё один взрыв, однако в ЦУПе решили, что ничего опасного не случилось. На 106-ом часу была проведена четвертая коррекция курса, причем она выполнялась вручную. Последняя коррекция курса состоялась на 138-ом часу полета с помощью двигателя ориентации.
Перед самым приземлением предстояло отделить сначала двигательный отсек (при этом через иллюминатор удалось сфотографировать его повреждения), а потом и лунный модуль. 17 апреля, на 143-ем часу полета, Аполлон-13 вошел в атмосферу Земли, после чего приземлился в Тихом океане.
Уже после на Земле было проведено расследование. Выяснилось, что к аварии привело стечение нескольких обстоятельств. Во-первых, в 1962 году просто «забыли» изменить термостаты в наземном комплексе. Они были рассчитаны на 28 вольт, а должны были работать при напряжении в 65 вольт. В 1968 году взорвавшийся позже кислородный баллон уронили с 5-сантиметровой высоты, из-за чего был поврежден штуцер, однако эту информацию не сообщили тем, кто организовывал предстартовую подготовку полета. В результате при репетиции запуска произошло плавление изоляции проводов, а в полете из-за этого возникло короткое замыкание. Из-за выявленной неисправности полет Аполлона-14 отложили на 5 месяцев, а на модернизацию корабля потратили 15 миллионов долларов.
В конце концов, американцы осознали бесполезность проекта «Аполлон». Огромные затраты на полеты к Луне были несопоставимы с полученными научными результатами. Поэтому с 1972 года ни один человек больше не отправлялся на единственный естественный спутник Земли.
Источник: Pipsik Club
Оригинал earth-chronicles.ru