309
На иллюстрации, бегство Олега Святославовича в Тмутаракань. Летописная миниатюра.
Если говорить об истории Тмутараканского княжества в XI веке, начать следует вот с чего. В исторической науке в разные времена происходило множество споров по тем или иным вопросам. Начиная с существования легендарной Атлантиды, и заканчивая Варяжским вопросом. Тема географического расположения Тмутаракани вызвала в XVIII веке дискуссию среди российских историков.
Её искали и под Рязанью (В.Н. Татищев), под Астраханью (А.Лызлов, П. Рычков). М.М. Щербатов видный историк и публицист XVIII считал, что Тмутаракань находится вблизи Азова. И.Н. Болтин считал, что Тмутаракань находилась в верховьях реки Ворсклы. Оригинальным для своего времени было мнение академика Г.З. Байера, который писал в 1736 году – «Тмутаракань есть то самое место, которое цесарь Константин Порфирородный Таматаркою называет и полагает против Босфора или Керчи.
Ныне называется место на турецких ландкартах Темрюк и лежит против крепости Тамана в северо-восточной стороне подле Меотического (Азовского) моря.» Мнение Байера было близко к мнению другого историка – Эммина, который так же полагал, что княжество находилось на острове Тамань.
Из этого видно, что до определённого момента историки не могли локализовать место расположения Тмутараканского княжества. Существовало и несколько версий того, с какого времени начало существовать княжество. А вот о том, где-же находилась Тмутаракань нам поведал один очень любопытный источник, впрочем, о нём ниже.
Из исторических источников особенно любопытна «Повесть временных лет» которая довольно подробно описывает жизнь княжества в XI веке. Итак, летопись сообщает нам, что князь Владимир Креститель раздавая земли сыновьям, отдал или «посадил» на княжение в Тмутаракани Мстислава (умер в 1036 году). Примерно в это же время византийский хронист Иоанн Скилица сообщает, что в византийских владениях в Крыму вспыхнул мятеж, под предводительством крещёного хазарина Георгия Чулы. Помог византийцам в подавлении мятежа «брат архонта Владимира Сфенг».
Современный русский историк Лев Прозоров сделал предположение что Сфенг судя по быстроте его действий, княжил неподалеку от Крыма, а именно в Тмутаракани. Тут можно согласится. Но летопись сообщает нам, что тут ещё с 988 году княжил сын Владимира Крестителя. Как объяснить это противоречие русского и византийского источников? Предположений можно сделать много, но я выдвину своё, кажущееся мне верным.
Перед тем как уйти воевать с Византийской Империей Великий князь Святослав Храбрый разделил княжение между сыновьями, даже не разделил, а дал землям славян правителей – олицетворявших власть, вокруг которых они бы могли сплотиться в случай опасности. Такой, которая пришла под стены Киева в 968 году в виде орды печенегов. Вероятно в Тмутаракани он посадил одного из своих сыновей «Сфенга» (его имя можно так же прочесть как Свен, Звенко, Звяга) который и княжил там до своей смерти. Судя по имени, он был язычником, нигде в источнике не говорится о том, что он был христианином. Объясню противоречие.
Я думаю что летописец, сообщая о начале княжения сыновей Владимира в своих землях, несколько ошибся, Владимир мог раздать престолы в землях, но вот некоторые его сыновья ещё не могли княжить, и раздача была произведена что называется «заранее». Владимир мог пообещать Мстиславу княжение в Тмутаракани, но в это время там ещё княжил Сфенг. Это объясняет, почему летопись так поздно сообщает нам о начале деятельности Мстислава в Тмутаракани. О сколько-нибудь серьёзной деятельности князя мы узнаём в летописи под 1022 годом, когда сообщается о расширении пределов княжества и походе Мстислава Удалого на касогов и его поединке с касожским князем Редедей.
«В год 6530 (1022). Пришел Ярослав к Берестью. В то же время Мстислав находился в Тмутаракани и пошел на касогов. Услышав же это, князь касожский Редедя вышел против него. И, когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: «Чего ради погубим дружины? Но сойдемся, чтобы побороться самим. Если одолеешь ты, возьмешь богатства мои, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму твое все». И сказал Мстислав: «Да будет так». И сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, но борьбою». И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое». И, сказав так, бросил его на землю. И выхватил нож, и зарезал Редедю. И, пойдя в землю его, забрал все богатства его, и жену его, и детей его, и дань возложил на касогов. И, придя в Тмутаракань, заложил церковь святой Богородицы и воздвиг ту, что стоит и до сего дня в Тмутаракани.»
Уже то что князь начал действовать в своей земле так поздно говорит за то что он и княжил в ней не так уж давно, возможно после смерти Владимира Крестителя, возможно позже. Возможно, он просто бежал из Киева во время борьбы за Киевский стол после смерти Владимира. Ведь как мы говорили, Тмутаракань служила пристанищем для князей самого авантюрного нрава. И не удивительно, что Мстислав мог бежать сюда в поисках лучшей доли. А может он княжил в Тмутаракани и раньше, но под присмотром язычника Сфенга и после его смерти стал действовать самостоятельно. Может показаться странностью, что князь христианин послал сына под присмотр дяди язычника, но стоит помнить, Русь в это время только начинали крестить и о сколько-нибудь сильном влиянии христианства на жизнь даже княжеского двора, говорить не приходится, об этом писал выдающийся русский историк Игорь Яковлевич Фроянов в своей работе «Начало христианства на Руси». И через пол века от рассматриваемых нами событий на Западе Руси будет существовать вполне себе языческое Полоцкое княжество, где княжил знаменитый князь-чародей Всеслав Полоцкий где однако в качестве некоего «символа» и будет находится несколько христианских священников. Да и Мстислав вполне себе вчерашний язычник, судя по языческому имени.
Ещё это можно увидеть в описании его поединка с Редедей:
«И сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, но борьбою». И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое». И, сказав так, бросил его на землю. И выхватил нож, и зарезал Редедю.
То есть до этого князь не уделял новой вере сколько-нибудь серьёзного внимания, и лишь победив, построил церковь. Это, на мой взгляд, объясняет и то, почему Мстислав так поздно включился в борьбу «Владимировичей» (сыновей Владимира Крестителя) за Киевский Престол. У него попросту не было сил для этой борьбы, и только начав княжить сам после 1015 года, укрепив положение княжества, победив касогов, (называние адыгейцев в русских источниках) мобилизовав хазар, которые жили в его княжестве, он включился в борьбу против Ярослава Хромца (напомним, первоначально Ярослав Владимирович носил именно прозвище Хромца, и только потом стал Мудрым). В ряде работ историков мы сталкивались с тем что Сфенга и Мстислава отождествляли, чего однако не можем сделать мы, уж слишком серьёзное противоречие в источниках. Мы же выдвинули здесь иные версии объясняющие разночтения в источниках, хотя и не претендуем на стопроцентную их правильность.
По всей вероятности Тмутараканское княжество в первой половине и середине XI века действительно процветало. Из описаний действий Мстислава можно увидеть, как он вначале расширил пределы княжества, покорив касогов, и вероятно земли Прикубанья и Предкавказья.
Под 1023 – 1024 годами в летописи говорится о том что, собрав хазар и касогов Мстислав пошёл войной на Ярослава. Историк Мавродин в своей статье о мореходстве того периода в Русском (Чёрном) море выдвинул предположение о том, что Мстислав шёл на Ярослава не степью, а морем, поднялся по Днепру к Киеву. Получив отказ от киевлян, он пошёл в Чернигов. Именно такой маршрут сначала Киев затем Чернигов говорит в пользу морского пути. Если бы князь шёл степью, то сначала бы оказался в Чернигове, а уже затем в Киеве.
Это подтверждает тот факт что мореходство в Русском море продолжалось и после того как кочевники отрезали Русь от Черноморского «Поморья» (о котором упоминает Слово о полку Игореве) и имело весьма важный фактор. И не маловажный фактор, Тмутаракань была одним из центров славянского мореходства на Русском море того периода. Одержав победу над Ярославом, Мстислав предложил разделить Русь на две части, по Днепру, Левобережную и Правобережную. Столица владений Мстислава была в Чернигове. Тмутаракань была частью его «удела».
Вероятно с его деятельностью и связанны походы русов на Ширван в 1030-1033 годах. Эти военные предприятия были совершены совместно с народами Северного Кавказа – аланами и сарирцами. Так же русы и аланы совершили совместный поход в сторону Дербента (на Карах), хотя он и был не совсем удачным. Можно предположить, что в это время территория княжества охватывала такие земли как: Восточный Крым (об этом подробнее ниже), Таманский полуостров и, возможно Нижнее Прикубанье. В это время связи с народами Северного Кавказа были очень тесны. Да и в самой Тмутаракани проживало помимо русского населения: греки, готы, касоги, хазары, аланы и многие другие народы. Вероятно, в это время вышеуказанные народы были данниками и союзниками Руси. За это говорит тот факт, что в дружинах Мстислава не редко упоминаются и касоги и хазары, а военные предприятия против Ширвана совершались совместно с аланами, это говорит в пользу очень тесных контактов русов с народами Северного Кавказа.
Они носили и вполне союзнический характер. Тмутаракань служила и крупным торговым центром Северного Кавказа, внешняя торговля многих народов шла вероятно через Тмутаракань. Сам по себе город находился в удобном для транзитной торговли месте, здесь же была удобная гавань для торговых судов.
К середине XI века княжество достигает пика своего могущества, об этом можно судить по записи в летописи от 1066 года :
«В год 6574 (1066). Когда Ростислав был в Тмутаракани и брал дань с касогов и с других народов, этого так испугались греки, что с обманом подослали к нему котопана. Когда же он пришел к Ростиславу, — он вошел к нему в доверие, и чтил его Ростислав. Однажды, когда Ростислав пировал с дружиною своею, котопан сказал: «Князь, хочу выпить за тебя». Тот же ответил: «Пей». Он же отпил половину, а половину дал выпить князю, опустив палец в чашу; а под ногтем был у него яд смертельный, и дал князю, обрекая его на смерть не позднее седьмого дня. Тот выпил, котопан же, вернувшись в Корсунь, поведал там, что именно в этот день умрет Ростислав, как и случилось. Котопана этого побили камнями корсунские люди. Был Ростислав муж доблестный, воинственный, прекрасен сложением и красив лицом и милостив к убогим. И умер февраля в 3-й день и положен там в церкви святой Богородицы»
Из этого отрывка летописи можно сделать вывод что Византия не теряла надежд вернуть себе былое влияние на Русском море, как я уже заметил Восточная часть Крыма была в составе княжества. И русские, судя по отрывку выше, играли здесь важную роль, и проживало их на территории Крыма не мало, именно здесь в Крыму, в Корсуни во время своей миссии в Хазарию, будущий святой Кирилл видел книги написанные «русьскими письмены». Преобладание русской культуры и русского населения на лицо. Тем не менее, Крым одна из сфер влияния Византийской империи, а греки не хотели упускать лакомый кусочек пусть даже он достался бы хоть трижды крещённому и православному соседу. Это кстати подтверждает тот факт что после крещения Русь не получила сколько-нибудь большого уважения со стороны греков. Хитрая греческая дипломатия продолжала действовать только в своих интересах. Византийцы боялись усиления русского влияния в Крыму и утраты этой территории, поэтому князь Ростислав и был отравлен.
Далее мы подходим к одному событию, в истории Тмутаракани которое в будущем и позволило определить точное местонахождение княжества. Речь идёт вот о чём. В 1792 году при строительстве оборонительных сооружений на Тамани под командованием премьер-майора Х.К. Розенберга был найден камень с надписью гласившей: «В лето 6576 индикта 6 (1068 г.) Глеб князь мерил море по леду от Тмутаракани до Корчева 10 000 и 4000 сажен». Это один из ранних памятников славянской письменности, и первая гидрографическая заметка.
Кроме того, это один из первых русских памятников палеографии и эпиграфики XI века. В связи с исследованием о камне и связанно возникновение русской палеографии. Вообще исследования о Тмутараканском камне многогранны, но для историков он важен ещё и тем, что точно определяет местонахождение княжества. Хотя стоит сказать, как и любую находку, подлинность камня подвергали сомнениям и даже обвиняли в подделке надписи. Мы однако не будем вдавятся в освещение споров о подлинности камня, просто скажем, мы верим в подлинность камня и аргументам тех учёных которые это доказывали. Тем более что есть археологические подтверждения существования здесь русского поселения.
Так археологическая экспедиция под руководством выдающегося историка Бориса Александровича Рыбакова раскопала фундамент христианской церкви этого периода, а также сделала несколько других археологических открытий позволивших точно локализовать местонахождение княжества. По поводу церкви хотелось сказать вот что. Краснодарский археолог-энтузиаст В.В. Туманов, на раскопках вместе со школьниками, обнаружил следы возможных келий Никона (видный деятель русской православной церкви, XI века, написал крупнейший летописный свод для своего времени, послуживший основой Повести временных лет, в 1061 году спасаясь от княжеского гнева, прибыл в Тмутаракань, где жил довольно длительное время, в 1068 году заложил в Тмутаракани фундамент христианской церкви). Дело в том, что предания о существовании вблизи станицы Ахтанизовской христианского храма, а ещё ранее обширного языческого храма, сохранились вплоть до XIX века. Возможно, это был славянский языческий храм, куда приходили молиться Родным Богам славянские воины, и славянские же поселенцы, жившие в этих местах ещё ранее.
Во второй половине XI века Тмутараканское княжество становится пристанищем для князей самого авантюрного нрава. Чего стоит князь Олег Гориславич (в этом прозвище как справедливо заметил русский историк Лев Прозоров нет ни намёка на обиду или горе – долю. Напротив, это человек мимолётной «горючей» славы»). Множество раз терпевший неудачу, побывавшей в византийской ссылке на острове Родос, он каждый раз умел выходить сухим из воды. В связи с одним эпизодом его жизни сохранилось одно любопытное адыгейское предание.
История князя Олега – «Аллигико» — передают записанные Ш.Б. Ногмовым адыгейские предания. В них, схваченный и увезённый за море Олег, оказывается пленником в «Саркале»-Саркеле. Видимо так отразилась в адыгейских преданиях память о пленении князя хазарами, союзником Олега в предании становится татарский хан – вероятно, здесь указание на союз Олега с половцами. Напомним, это предание имеет реальные исторические корни. Так князя Олега Святославича действительно по приказу князя Всеволода схватили хазары, и он был отправлен в Византию в ссылку на остров Родос, где и находился некоторое время, пока византийский император Алексей Комнин не отпустил его, он же выдал в жёны Олегу знатную гречанку. Андрей Николаевич Сахаров сделал предположение, что это было сделано с целью получить доступ к Тмутараканской нефти. Как известно нефть в Средние века была компонентом «напалма средневековья» — греческого огня, в котором так нуждалась Византия в этот период. Вероятно, с Олегом был заключён договор, по которому в обмен на византийскую помощь он обязался выдавать нефть империи. После своего возвращения как сообщает летопись «козар посече» то есть истребил практически всех хазар. И действительно после этого эпизода упоминания о них практически исчезают из источников.
Был в Тмутаракани и ещё один довольно крупный город РОссия, об этом свидетельствует ряд источников, и управляла им греческая жена князя Олега Гориславича, он отдал ей РОссию как удел. Вероятно, в состав Тмутаракани входил и ещё один город – Керчь (Корчев).
Последний раз в Повести временных лет Тмутаракань упоминается под 1094 годом где говорится :
«В тот же год пришел Олег с половцами из Тмутаракани и подошел к Чернигову». Далее мы услышим о Тмутаракани и в слове по полку Игореве где говорится : «Див забился, на вершине дерева кличет — велит послушать земле незнаемой. Волге, и Поморью, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тмутараканский идолище!»
Как полагают, историки уже в начале XII века княжество перестаёт быть русским, и переходит под власть Византии. Мы, однако, будем придерживаться мнения историка Татищева, который полагал, что Тмутаракань ещё 1113 году была в составе Руси и только потом, в течение первой половины XII века, стала Землёй незнаемой. Хотя по всей вероятности русское население, изолированное от Руси продолжало жить в княжестве и в последующие времена. Так в общих чертах мы бы осветили историю Тмутараканского княжества в XI веке.
Источник vizitnlo.ru