Сознавая угрозу, руководство страны принимало меры для упрочения военно-стратегических позиций на западе и на востоке. Предметом постоянной заботы было укрепление обороны северо-западных границ СССР, прежде всего Ленинграда.
Уговорить не удалось
Несмотря на существовавший между СССР и Финляндией Пакт о ненападении, заключенный в 1932 году и продленный затем до 1945-го, Хельсинки открыто проводил политику сближения с Берлином. Становилось все более очевидным, что при определенных обстоятельствах территория страны и ее вооруженные силы могут быть использованы империалистическими державами в агрессивных антисоветских целях. А националистические силы вынашивали идею «Великой Финляндии» с отторжением от СССР Карелии и части Ленинградской области.
“ В 1939 году военному руководству СССР не удалось объективно оценить ситуацию ”
В Кремле хотели иметь дополнительные гарантии, что путь агрессору через финскую территорию закрыт. На переговорах, проходивших в Хельсинки и Москве в марте 1939 года, советская сторона внесла на рассмотрение вопрос о передаче в аренду СССР некоторых островов в Финском заливе для укрепления подступов к Ленинграду с моря. Было предложено частично изменить границу на Карельском перешейке, чтобы отодвинуть ее к северу от Ленинграда с предоставлением значительно большей по размерам территориальной компенсации в Карелии. Финская сторона отвергла эти инициативы. Более того, резко активизировала военные приготовления, увеличила темпы и размах строительства укреплений у советских границ, в армию призвали резервистов. Усилились прямые контакты финского командования с высшим военным руководством Германии, Англии, Швеции и других стран. В тот же период был разработан уточненный план так называемой оборонительной войны против СССР с расчетом на прямую поддержку со стороны западных держав. Начались боевое развертывание финских войск, в первую очередь на Карельском перешейке, и эвакуация мирного населения из приграничных районов.
Возобновленные в середине октября 1939-го по инициативе Москвы переговоры о заключении между обоими государствами оборонительного союза с взаимными территориальными уступками оказались сорванными. Хельсинки не только не проявил воли к достижению взаимоприемлемых соглашений, но под давлением западных держав даже ужесточил позицию.
В октябре-ноябре 1939-го в условиях непрерывно обострявшихся отношений и взаимных упреков с обеих сторон спешно проводились завершающие военно-подготовительные мероприятия. В результате создалась до предела накаленная ситуация. 26 ноября в СССР объявили об обстреле финской артиллерией некоторых районов советской территории и прозвучало ультимативное требование отвести войска от границы на 25–30 километров. Финляндия, отрицая факт провокации, в ответ выдвинула явно нереальное предложение об обоюдном отводе войск, что в нашем случае означало их передислокацию к окраинам Ленинграда. Советское правительство заявило о денонсации договора о ненападении. Войска Ленинградского военного округа получили приказ перейти границу и разгромить финские войска. 30 ноября соединения Красной армии начали наступательные действия.
Самая холодная война
Последующий ход событий показал: РККА не была готова к войне. Расчеты на то, что при подавляющем превосходстве наших войск финская армия не сможет оказать серьезного сопротивления, не оправдались. Положение осложнилось тем, что разведданные о состоянии созданных финнами приграничных укреплений, в частности линии Маннергейма, оказались неполными и в значительной мере недостоверными. Мощь укрепленных районов, усиленная особыми условиями местности, была недооценена, а способы их прорыва понимались упрощенно. Фактическое состояние финской обороны, расположение основных укрепленных полос на Карельском перешейке удалось установить лишь через месяц упорных боев.
Ни на одном из направлений наши войска не выполнили поставленной задачи. Выйдя к основным укреплениям линии Маннергейма, после многих безуспешных атак они вынуждены были остановиться. В беспрерывных ожесточенных боях, проходивших днем и ночью, в тяжелых условиях лесисто-болотистой местности, при глубоком снеге и больших морозах советские войска несли большие потери от огня противника и от обморожений. Особенно тяжело было соединениям, переброшенным на фронт с Украины и Белоруссии. Большая их часть не была должным образом обмундирована и обучена действиям в суровых климатических условиях. Выявились и другие крупные недостатки, особенно в работе тыла. Снабжение частей с первых дней боев было нарушено. На дорогах возникали многокилометровые пробки. Войска испытывали острую нехватку не только боеприпасов и горючего, но и продовольствия.
Отягощенные большим количеством техники и обозов, многие соединения оказались привязанными к ограниченному числу дорожных направлений. Танки вязли в сугробах и останавливались перед созданными препятствиями. Отрицательно сказывалось отсутствие на вооружении советских частей достаточного количества минометов и пистолетов-пулеметов, которыми в избытке располагал противник. Оказалась недейственной традиционная тактика, к которой привыкли войска. Не оправдались расчеты на высокий моральный дух личного состава. После первых неудачных попыток прорыва упала дисциплина.
Командный состав РККА, ослабленный в результате репрессий 1937–1938 годов, действовал робко и пассивно. Большинство спешно выдвинутых на должности молодых командиров не обладали достаточными навыками управления войсками в бою. Выявилось неумение многих офицеров организовать взаимодействие, правильно решать вопросы разведки, маскировки, инженерного и материально-технического обеспечения боя, пользоваться техническими средствами связи. Все это вело к неудачам, большим потерям и вместе с тем позволяло хорошо обученным финским войскам в условиях знакомого для них ТВД при меньшем количестве сил успешно отражать наши атаки, стойко держать большой фронт в течение первых месяцев войны.
Победа, подорвавшая престиж
Красная армия была вынуждена учиться и накапливать опыт в ходе боев. Принимались меры, чтобы устранить выявившиеся недостатки. Было улучшено управление, образован Северо-Западный фронт во главе с Семеном Тимошенко, в распоряжение которого передали дополнительно силы авиации, артиллерии, танков, инженерных войск. Принимались меры к упорядочению работы тыла, велась интенсивная подготовка войск и штабов с учетом конкретных боевых задач.
11 февраля 1940 года советские войска возобновили наступление. Преодолевая сложную систему заграждений, завалы, минные поля, мощный огонь, штурмуя доты и дзоты, соединения и части шаг за шагом вгрызались в долговременную оборону. В конце концов Красной армии удалось прорвать первую, а затем и вторую полосу линии Маннергейма, выйти по льду Выборгского залива в тыл финских оборонительных порядков и штурмом овладеть Выборгом.
Положение противника стало катастрофическим. И финляндское правительство вынуждено было согласиться на мирные переговоры. 13 марта военные действия на фронте были прекращены.
Война длилась 105 дней. Удалось сорвать планы империалистических держав использовать этот конфликт для организации крестового похода против СССР. Финляндия приняла предложенные ей условия. Однако престижу Советского Союза и его армии был нанесен серьезный ущерб. Наши потери превосходили финские в три с половиной раза и составили 67 тысяч человек только погибшими.
Выявились многие негативные стороны в состоянии Красной армии, ее организационной структуре, техническом оснащении, подготовке личного состава, тактике действий. Широко пропагандируемые представления о боевой выучке советских войск, их могуществе и непобедимости были поколеблены. На Западе и прежде всего у руководства фашистской Германии из всего этого в свою очередь сложилось мнение о внутренней слабости Красной армии, а значит, о возможности легкой победы. Итоги Советско-финляндской войны побудили Гитлера ускорить реализацию агрессивных замыслов против СССР.
Какие уроки необходимо извлечь сегодня, спустя восемь десятилетий?
Советско-финляндская война стала следствием глобальной политики стран Запада, которые стремились покончить с коммунистической угрозой любыми способами. Попытки задушить советскую власть военной интервенцией в годы Гражданской войны и экономической блокады закончились неудачей. Молодой хищник в обличии фашистской Германии, стремящийся взять реванш за унизительное поражение в Первой мировой войне, был английскому и американскому империализму лучшим подарком в их геополитических планах. Именно поэтому они так настойчиво направляли устремления Гитлера в восточное русло и провоцировали Финляндию на конфронтацию с СССР.
Понимало ли советское политическое и военное руководство тайный замысел лидеров капиталистического мира? Думаю, да. Об этом, в частности, свидетельствуют практические шаги СССР в сфере внешней и внутренней политики предвоенных лет.
Вместо Финляндии – Украина
За восемь прошедших с того времени десятилетий в стратегии США и их сателлитов существенных изменений не произошло. Усиливаются информационная война и русофобия. Продолжаются попытки изолировать Россию от решения глобальных проблем. Под надуманными предлогами вводятся экономические санкции, разрушается система международной стратегической стабильности, поощряются стремления некоторых стран к военной, экономической и политической конфронтации с Российской Федерацией.
Украина, как в то время Финляндия, стала лидером этой экстремистской гонки за конфронтацию с Россией, надеясь на поддержку США и других западных держав. В результате почти три десятилетия независимости Украины привели к возрождению нацизма, коллапсу экономики, гражданской войне, частичной утрате суверенитета, обнищанию населения, многим другим бедам.
Несмотря на противодействие ряда стран Запада, Российская Федерация участвует в решении проблем мирового сообщества, не поддается на провокации глобалистов, стремится к позитивному результату в многосторонних и односторонних отношениях с другими странами.
Особое внимание уделяется укреплению добрососедских отношений с приграничными государствами. Российско-финляндские отношения служат хорошим примером такого сотрудничества. В августе 2019 года в Хельсинки состоялась уже девятая встреча лидеров наших государств. Президент Финляндии Саули Ниинисте назвал ее теплой и результативной. Эти слова, сказанные от души, отражают суть долговременных связей между не только лидерами государств, но и простыми гражданами. Как показывают события послевоенной истории, отношения Финляндии и России развиваются в прогрессивном ключе. Финны хранят историческую память о тех драматических событиях, они хорошо усвоили урок, преподнесенный им тогда «друзьями» из Лондона и Берлина, клятвенно обещавшими Хельсинки не только политическую, но и военную поддержку в войне с СССР.
Важным уроком той войны служит опасность недооценки стратегической обстановки, реального соотношения сил, уровня профессиональной подготовки командных кадров и личного состава. К сожалению, в 1939 году военному руководству СССР не удалось объективно оценить ситуацию. За эти просчеты в годы Великой Отечественной нам пришлось заплатить цену в 27 миллионов жизней. Понимание важности военной силы в большой политике оставило в наших сердцах не одну памятную зарубку.
К 80-м годам мы укрепили Вооруженные Силы, добились стратегического ядерного паритета с США, стали признанным центром влияния на мировую политику, обрели уважение мирового сообщества. После развала СССР Россия временно потеряла статус великой державы, оказавшись на грани разрушения своей государственности и расчленения на отдельные территории. Это стало для нас жестоким уроком.
Сегодня Российская Федерация вновь завоевала уважительное отношение к себе, стала важным центром геополитического влияния в мире, восстановила военную мощь, признана лидером планетарного масштаба. Однако политики США и Евросоюза всеми силами пытаются ослабить нашу страну, вводя и продлевая различные санкции. В ответ руководство России проводит активную внешнюю политику, анализирует международную обстановку, своевременно вносит коррективы в военную доктрину.
Заголовок газетной версии – «Репетиция крестового похода на СССР».