Еще 15 лет назад ГУ угрозыска МВД РФ сообщило о «некоторых положительных примерах привлечения экстрасенсов к раскрытию преступлений». В региональных СМИ статьи об успешном сотрудничестве следователей и оккультистов появляются регулярно. Насколько услуги парапсихологов помогают в раскрытии преступлений сегодня?
Официальной статистики об обращении российских полицейских за помощью к экстрасенсам нет. Однако, еще в 1993 году ГУ МВД РФ сообщало , что в 45-и регионах России сотрудники милиции хотя бы раз обращались к экстрасенсам, в 20-и регионах сотрудничали с ясновидящими систематически, а в 8-и регионах к экстрасенсам обращались родственники потерпевших и затем полученную информацию передавали в правоохранительные органы. Чаще всего экстрасенсов привлекают к расследованию дел, связанных с поиском пропавших. Сами полицейские не исключают помощи «иных сил». «Доверие к ясновидящим, как и ко всему нетрадиционному, повысилось. Этому способствовали передачи по телевидению, например, «Битва экстрасенсов», — рассказал бывший сотрудник Следственного комитета по Омской области подполковник Иван Козлов в интервью телеканалу «Настоящее время» – совместному проекту «Радио Свобода» и «Голоса Америки».
«Специальное Управление, которое работало с эзотериками, было создано еще во времена КГБ в 70-е годы», — рассказал «НИ» бывший следователь по особо важным делам при Генпрокуратуре, адвокат Владимир Колесниченко.- «Управление было секретным. Мне известно, что там привлекали к работе, например, женщину с паранормальными способностями, умевшую видеть и читать с закрытыми глазами — Розу Кулешову. «Мистическим направлением» в силовых структурах занимался также Георгий Рогозин, который при Ельцине даже получил звание генерал-майора.
Он дослужился до первого заместителя начальника службы безопасности при президенте в 90-х. Рогозин не раз делал публичные прогнозы, занимался гипнозом. Приведу еще один факт. Институт Прокуратуры выпустил в своё время пособие для следователей. Его авторы – Селиванов и Дворкин . Одна из глав этого пособия называлась «Применение гипноза при раскрытии и расследовании преступлений». Насколько мне известно, руководитель СК Александр Бастрыкин в последнее время провел преобразования в Управлении криминалистики, узаконив целый ряд новых экспертиз.
Среди них – так называемая «психолого-физиологическая экспертиза». Не исключаю, что есть люди, которые обладают особыми способностями. Но лично я , работая следователем, при раскрытии особо опасных преступлений никогда не обращался к экстрасенсам. Я считаю, что хороший следователь сам должен быть и криминалистом, и психологом».
Тем не менее, в региональных СМИ периодически появляются сообщения, статьи и интервью, посвященные успешному сотрудничеству следователей и экстрасенсов. Например, в Омске, по словам зам.руководителя Омского руководителя СК Владислава Бражникова, экстрасенсы помогли расследовать убийство 17-летней Юлии Петренко, совершенное в январе 2013 года. «Полученная от экстрасенсов информация использовалась для выдвижения следственных версий, одна из которых в дальнейшем нашла свое подтверждение», — утверждает Бражников.
В Тамбовской области с помощью экстрасенсов удалось раскрыть убийство школьной учительницы. Как сообщил сотрудник Главного управления криминалистики СКР Сергей Зерин, «у следователей вообще никаких зацепок не было, а экстрасенсы показали, что преступник — ее бывший ученик… Через две недели убийцу задержали. Он во всем признался».
«К людям с паранормальными способностями обращаются, по моим данным, в основном при розыске пропавших. Полиция начинает поиски только на третий день после исчезновения человека. Но родственники не хотят терять время и обращаются к разного рода оккультистам. Некоторым везет, другие попадают на шарлатанов, которые попросту выкачивают деньги из отчаявшихся людей. Лично я за 50 лет работы в Центральном аппарате МВД ни разу не обращался к помощи такого рода «специалистов». Хотя определенная статистика по сотрудничеству с ними в МВД есть, насколько я знаю», — сообщил «НИ» доктор юридических наук, профессор процессуального права, бывший сотрудник Центрального аппарата МВД Сергей Воронцов.
По словам координатора поискового отряда «Лиза Алерт» Максима Максименко, разного рода ясновидящие, гадалки и экстрасенсы начинают атаковать родителей ребёнка, поисковиков сразу после сообщения о его пропаже. «Они заваливают комментариями местные сообщества, где появляются координаты пропавшего, некоторые обращаются прямо в отделение полиции, которое занимается поисками», — рассказывает Максим Максименко.
Помогает ли это? На этот счёт – масса противоречивых фактов. Нередко встречаются случаи, когда экстрасенсы не только не помогают расследовать преступления, но и запутывают участников поиска жертв.
К примеру, сообщалось, что в 2004 году в Подмосковье таинственно пропала целая компания из четырех дачников, среди которых оказался курсант Таможенной академии. Экстрасенсы выдвинули две исключающие друг друга версии: по одной из них, молодых людей убили, а по другой, похитили и увезли в рабство на Кавказ. Но все оказалось не так, как пророчили маги. Через 9 лет в пруду в поселке Сычево Волоколамского района был обнаружен автомобиль «Жигули», в салоне которого находились полуистлевшие тела тех самых четырех дачников.
Региональные СМИ сообщают и о других случаях , когда экстрасенсы попросту уводили следствие по ложному пути. Так, в марте 2009 года в Сарове Нижегородской области пропала 10-летняя школьница Лиза Т. Следователи отрабатывали массу версий, в частности о похищении для съемок в «фильме для взрослых», ездили даже в Москву в Центр экстрасенсорики. Ясновидящие указали место у реки, где якобы находится труп. Оперативники прочесали всю указанную экстрасенсами территорию до миллиметра, но , увы, ничего не нашли. Экстрасенсы из Центра Михаила Виноградова искали Лизу четыре раза и каждый раз говорили разное. «НИ» обратились к психиатру-криминалисту, доктору медицинских наук Михаилу Виноградову , который уже много лет руководит Центром, в штате которого , в частности, «медиумы», «экстрасенсы». Согласно официальной информации, Центр Виноградова помогает «при поиске без вести пропавших». «К нам в основном обращаются потерпевшие и родственники потерпевших. Разговоров о помощи правоохранительным органам много, но достоверно, на сто процентов, я не могу подтвердить помощь в расследовании нетрадиционными методами. Я не готов утверждать, что экстрасенсы помогают расследовать преступления», — заявил «НИ» психиатр-криминалист Михаил Виноградов.
Если проанализировать всю информацию по поводу помощи экстрасенсов в расследовании преступлений, то картина получается неоднозначная. Например, к помощи экстрасенсов прибегали во время поисков пропавшего экс-клавишника группы «Машина времени» Александра Зайцева. Двое из шести ясновидящих, участвовавших в программе «Битва экстрасенсов», заверили, что музыкант жив. Оба экстрасенса также «увидели», что Зайцев «живет в глухой деревне». Однако в итоге Зайцева нашли мертвым и со следами насильственной смерти. Но иногда экстрасенсам удается «попасть в точку». Например, участник программы «Битва экстрасенсов» Павел Люндишев в ноябре 2011 года предсказал обнаружение обезглавленного трупа президента крупнейшего крымского мотоклуба «Островитяне» Александра Пятничко. Это заявление он сделал за 2 дня до обнаружения тела. К сожалению, его предсказание сбылось…
Возникает вопрос: как следователи оформляют «предсказания» оккультистов в случае, если они сбываются? «Меня интересует только та информация, которая может быть использована как доказательство в суде. А подсказки парапсихолога или гадалки — это что? Экспертиза? Показание свидетеля? Это, на мой взгляд, не правовые методы получения информации», — заявил «НИ» бывший сотрудник Центрального аппарата МВД, доктор юридических наук Сергей Воронцов.
Но есть и другие мнения. «Время меняется. Я не могу исключить, что сейчас в системе ФСБ, в других силовых структурах проводятся какие-то исследования на предмет сотрудничества с парапсихологами. То, что они – панацея, я бы утверждать не стал. К тому же большая часть такой информации засекречена», — заявил «НИ» бывший следователь по особо важным делам при Генпрокуратуре Владимир Колесниченко.
Судя по всему, негласно силовые структуры все же обращаются к помощи оккультистов. Пример тому – интервью ясновидящей и астролога Светланы Проскуряковой. По специальности Светлана – судебно-медицинский эксперт, долго работала патологоанатомом. Обнаружив у себя дар ясновидения, она приняла участие в первом сезоне «Битвы экстрасенсов» и так прославилась на всю страну. Сначала Проскурякова работала с пострадавшими, родственниками пропавших или убитых людей. Но сейчас, когда дело касается преступлений, сотрудничает только со Следственным комитетом. По словам Светланы, так ей самой удобнее, поскольку следователи дают необходимую экстрасенсу обратную связь: сообщают, где она была права, а где ошиблась. «Я выступаю в качестве консультанта по нетрадиционным методам расследования, об этом пишется справка, но моя версия не используется в суде. То, что я говорю, всегда записывается на диктофон, фиксируется. Не могу сказать, что все мои версии совпадают на 100%, но результаты неплохие, мое сотрудничество с СК длится уже много лет», – рассказала Светлана Проскурякова в интервью проекту «Настоящее время».
Оригинал earth-chronicles.ru