Тренинг как инструмент развития личности

В современном динамично развивающемся мире перед каждым человеком встает вопрос самоактуализации и самопознания с целью достижения психологического благополучия. С каждым годом со стороны ученых и простого обывателя повышается интерес к вопросам формирования здоровой личности. В начале 1960-х годов в психологии появляется новое направление, главным предметом которого является личность, представленная уникальной целостной системой с «открытой возможностью» самоактуализации, присущей только человеку. Представителями гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу, Виктор Франкл, Фредерик Перлз, Карл Роджерс, Гордон Олпорт, Шарлотта Бюлер, Джеймс Бьюдженталь, Ханс-Вернер Гессманн и другие. К гуманистической психологии относится направление позитивной психологии, которое занимается исследованием положительных аспектов психики человека. Основой для гуманистическая психологии является экзистенциализм. Гуманистическая психология доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения. Маслоу утверждал, что в каждом человеке от рождения имеются потенциальные творческие возможности для позитивного роста и совершенствования; что разрушительные силы в нем являются результатом фрустрации или неудовлетворенных основных потребностей. На основе гуманистической психологии строится беатотерапия (от лат. beatus — счастливый, блаженный, благословенный) — психотерапия счастья. В рамках данного направления поднимается вопрос самопознания в целях достижения психического здоровья и счастья с последующим сознательным управлением своей жизнью. Счастье в беатотерапии представлено в форме высшего сознательного наслаждения от переживания радости самопознания и самореализации, радости роста и обновления. Счастье — это искусство жизни. А что такое искусство? Это владение каким-то навыком в превосходной степени, и для счастья нужно именно на уровне искусства овладеть навыком управления собственной жизнью. Для построения жизни в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, необходимо предпринимать шаги в направлении развития своей личности, которое в свою очередь опирается на развитие сознания. Из опыта следует, что человек может управлять лишь тем, что осознает. С позиций контекстного подхода сознание — это система контекстов, в которых все явления человеческого бытия обретают значение и смысл. В этом случае развитие сознания выступает как процесс расширения тех контекстов, в которых происходит понимание и интерпретация человеком всех явлений, включая самого себя. Расширяя свое сознание, человек движется по уровням развития сознания от эгоцентрической позиции ко все более мироцентрической. К примеру, в концепции психологической антропологии В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева описано 5 этапов развития субъективности человека: от «оживления» — оформления телесного бытия индивида, освоения телесной индивидуальности, до «универсализации» — выхода за пределы индивидуальности, осознания духовного единства себя и мира. Американский психолог К. Грейвз описал развитие человека как спиралеобразный циклический скачкообразный процесс смены восьми уровней существования: от «охотник-одиночка» — выживание индивида на основе базовых инстинктов (зачатки сознания), до «глобальное сознание», вписывающее человека в целостное мироздание (глобальное сознание). Согласно теории спиральной динамики, авторами которой являются Д. Бек и К.Коуэн, развитие человека идет по расширяющейся спирали от архаически-инстинктивного уровня физического самосохранения в группах выживания до холастического, что соответствует полному единству человека с людьми и миром в едином потоке жизни, в целостности сознания. Примечательно, что каждый предшествующий уровень трансцендируется (превосходит и включается) в процесс и результат формирования и развития следующего, происходит постепенное наслоение уровней, когда более ранние продолжают формироваться с присоединением последующих [2]. Согласно исследованиям, проводившимся в течение 2017–2018 г. на базе ЧГУ г. Череповца Волгоградской области, в котором приняло участие 74 студента, из которых 58 человек женского пола, 16 человек- мужского, в возрасте 18–21 год, существует прямая взаимосвязь между уровнем психического благополучия и осознанностью. Чем выше осознанность, тем выше уровень психического благополучия и наоборот [1]. Таким образом, волевая саморегуляция социального поведения человека и его деятельности возможны лишь на основе осознания им закономерностей той сферы, в которой он действует. Только осознанность может стать основой для свободного выбора и ответственности за этот выбор. А значит и счастье человека, его психическое благополучие напрямую зависят от движения по уровням сознания, сопровождаемое переживанием радости самопознания и самореализации. Поэтому развитие сознания должно стать целенаправленным процессом, в том числе в образовательной сфере. Клочко В. Е. в теории психологических систем рассматривает человека как целостную самоорганизующуюся, саморазвивающуюся, самореализующуюся психологическую систему, у которого есть способность к инициативному поведению и есть потребность к самореализации. Формирование и развитие такой личности может быть ускорено благодаря созданию определенных условий, которые могут быть реализованы в форме тренингов личностного роста, тренинг-квестов в игровой форме, тренинг-вебинаров и тренинг-марафонов с использованием интенсивных интегративных психотехнологий, психотерапевтических тренингов с упражнениями, обсуждением и обратной связью его участников. Рефлексия и идентификация выступают здесь процессом познания себя через другого человека. Отличительной чертой тренингов является то, что работа с сознание человека происходит в интенсивном режиме с помощью многочисленных и разнообразных способов. Заявленная в начале тренинга цель достигается уже в ходе занятий за счет активной деятельности самих участников В свою очередь, личностные тренинги по направленности и уровню личностной работы делятся на: – тренинги развития личности. В данном виде тренинга занятия проходят со здоровыми людьми с целью развития личностных качеств участников, их навыков и возможностей в широком круге ситуаций. – психотерапевтические тренинги — направленны на помощь людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях, способствуют восстановлению нормального функционирования психики. – тренинги состояний. К этой категории относятся тренинги, направленные на преодоление страхов и других внутренних барьеров. Например, тренинг хождения по углям или битому стеклу. – трансформационные тренинги способствуют проработки глубинных (базовых) программ и убеждений, ценностей и состояний. С помощью данного вида тренинга человек способен пересмотреть свою картину мира, пережить полную трансформацию внутренних ценностей и состояний через осознания, прощения, прорывы и озарения. В любом виде тренинга можно встретить элементы разной направленности: элементы и психотерапии, и моменты развивающих тренингов, и тренировку некоторых конкретных навыков, и погружение в определенные, нужные для задач тренинга, состояния [4]. Таким образом, результатом тренингов должен стать личностный рост. Часто цитируется достаточно удачное определение личностного роста, данное В. Л. Леви: «Что такое личностный рост? Если у человека становится больше: интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни; возможности анализировать — отличать одно от другого; возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений; понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать; внутренней свободы и независимости; ответственности, взятой на себя добровольно; любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно. Синонимы: душевно, духовно» [6]. Важным показателем, говорящем о результатах тренинга, является проверка качества обучения: наличие выходного теста, оценка качества усвоения материала. Приведем пример анализа результатов эмпирического исследования на базе ГОУ ВПО «Алтайской государственной академии образования им. В. М. Шукшина», в котором участвовало 76 человек, из них 16 — контрольная группа. Все они являлись студентами 2–3 курсов. Предметом исследования был психологический тренинг с упражнениями, реализующими методы психологического воздействия, предполагающими изменения в моделях поведения, и как следствие, изменения структуры личностных характеристик. Тренинговая работа в группах строилась в рамках деятельностного подхода (А. Г. Асмолов, Т.В Зайцева, Д. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Л. А. Петровская). Изменение структуры личностных характеристик после тренинга фиксировалось с помощью многофакторного исследования личности (16 PF) Р. Кеттелла. Результаты программы показали следующие изменения: повысилась — аффектотимия (сердечность, доброта) на 25 %; сила «Я» (эмоциональная устойчивость) на 19 %; доминантность (настойчивость) на 15 %; пармия (смелость) — 12,5 %; и повышение менее 10 % наблюдались у группы таких характеристик, как праксерния (практичность), искусственность (проницательность, расчетливость), радикализм (гибкость), самодостаточность (самостоятельность, независимость от группы); контроль желаний (высокий самоконтроль поведения). Таким образом, переживание, возникающее в процессе осознания собственной модели поведения посредством обратной связи и идентификации, способствует построению социально адаптивной модели поведения, реализующейся в межличностных взаимосвязях и перестройках личностной структуры [8]. В другом исследовании, в котором приняло участие 90 испытуемых, различного возраста и пола, были зафиксированы следующие изменения: к началу тренинговых занятий у испытуемых был выявлен выраженных дискомфорт, как в части контроля себя, так и в части понимания поведения окружающих, а после психологического тренинга повысилось самопринятие и контактность. В тренинге использовались интенсивные интегративные психотехнологии, в число которых входят практики телесно-ориентированной психотерапии, арт-терапии, медитативные и релаксационные, а также дыхательные практики и др [5]. В следующей своей статье я рассмотрю эффективность тренинг-квеста, который будет проходит через интернет, длительностью около месяца. Данный тренинг будет направлен на самопознание, расширение границ сознания, интеграцию личности на раскрытие личностного потенциала, на совершенствование психологических знаний и навыков, необходимых для адаптации и развития личности в ситуациях жизнедеятельности. По форме тренинг будет трансформационным, работающим с глубинными (базовыми) убеждениями, ценностями и состояниями. Оценивать результативность будем, используя следующие многофакторные методики: 1. методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, А. В. Жуковская, Е. Г. Прошихина. Она включает шесть основных составляющих психологического благополучия: – положительные отношения с другими, – наличие цели в жизни, – автономия, – личностный рост, – управление окружением, – самопринятие. 2. «Шкала оценки внимательности и осознанности в повседневной жизни» (MASS) Р. А. Баер Даная шкала неоднократно использовалась для оценки результатов обучения медитации осознанности в научных исследованиях; 3. опросник «Индекс жизненной удовлетворённости» Н. В. Панина для определения отношения человека к себе и собственной жизни, общего эмоционального фона, его настроения на данный момент жизни. Результаты данного теста дают возможность достаточно быстро получить информацию об общем эмоциональном состоянии человека, о сферах жизни, которые, возможно, являются «проблемными» для него. Таким образом, мы сможем оценить изменения в эмоциональном состоянии участников, их отношениях с окружающими людьми, их уверенности в себе, в своих силах достичь поставленные цели, определить уровень самооценки и самопринятия, удовлетворенности и осознанности жизни.

Егорова Т. М. Тренинг как инструмент развития личности // Молодой ученый.

Источник trening.live

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *