На Тибетском плато, одном из последних отдаленных мест в мире, наблюдается строительный бум. Горы увенчаны раскинувшимися стальными линиями электропередач. Окруженный самыми высокими в мире горными хребтами, регион, давно известный как» Крыша мира», в настоящее время находится в перекрестье последнего толчка модернизации Китая, отмеченного умножением небоскребов и расширением высокоскоростных железнодорожных линий.
Но на этот раз есть разница: китайское правительство также хочет установить ограничения на рост региона, чтобы создать свою собственную версию одного из самых гордых наследий США — систему национальных парков.
В августе политики и ученые из Китая, Соединенных Штатов и других стран собрались в Синьинге, столице провинции Цинхай, чтобы обсудить планы Китая по созданию единой парковой системы с четкими стандартами для ограничения развития и защиты экосистем.
Экономика страны бурно развивалась в течение последних 40 лет, но сейчас приоритеты расширяются и включают сохранение ключевых природных ресурсов, говорит Чжу Чуньцюань, представитель Китая в Международном союзе охраны природы, базирующейся в Швейцарии научной группе.
«Это довольно срочно, как можно скорее, чтобы определить места, экосистемы и другие природные объекты», чтобы защитить, говорит Чжу.
Помимо прочих целей, Китай стремится построить свой собственный Йеллоустон на Тибетском плато.
Чжу входит в состав консультативного комитета, который вносит свой вклад в развитие зарождающейся системы национальных парков Китая, которая, как ожидается, будет официально представлена в 2020 году. Китайские официальные лица также посетили национальные парки США, включая Йеллоустон и Йосемити , и запросили отчеты различных организаций, включая Чикагский институт Полсона и Институт охраны природы.
Стремление создать единую парковую систему представляет собой «новую и серьезную попытку защитить биоразнообразие и природное наследие Китая», говорит эколог Университета Дьюка Стюарт Пимм.
Один из первых пилотных парков будет находиться в Цинхае, обширном регионе на западе Китая, примыкающем к Тибету и разделяющем большую часть его культурного наследия. Этот район также является домом для таких знаковых и находящихся под угрозой исчезновения видов, как снежный барс и китайская горная кошка, и охватывает верховья трех великих водных путей Азии: реки Янцзы, желтый и Меконг.
«Это один из самых особых регионов в Китае, в мире», — говорит Лу Чжи, биолог-консерватор Пекинского университета, который работал в Цинхае в течение двух десятилетий.
В то время как строительство продолжается бешеными темпами в других районах Тибетского плато, правительство уже прекратило выдачу разрешений на добычу полезных ископаемых и гидроэнергетику в этом регионе.
Но над проектом маячит ключевой вопрос: Может ли Китай достичь цели увеличения туризма, сохраняя при этом средства к существованию и культуру приблизительно 128 000 человек, живущих в пределах или вблизи границ парка, многие из которых тибетцы?
«Китай имеет плотное население и долгую историю», — говорит Чжу. «Одна из уникальных особенностей национальных парков Китая заключается в том, что в них живут местные жители либо внутри, либо поблизости.»
Йеллоустон считается первым в мире национальным парком. После того, как он был создан в 1872 году, правительство США заставило коренных американцев, которые жили в этом районе, переселиться за пределы границ парка, в соответствии с понятием 19-го века, что защита дикой природы означала природу отдельно от людей. Но страны, которые пытаются создать парковые системы в 21-м веке, теперь должны рассмотреть, как лучше всего включить местное население в их планирование.
Первые парки, которые будут официально включены в систему национальных парков Китая, продемонстрируют обширные и разнообразные ландшафты и экосистемы страны — от гранитных и песчаниковых скал Вуйшань в Восточном Китае до пышных лесов юго-западной провинции Сычуань, где обитают гигантские панды, до бореальных лесов северо-восточного Китая, где бродят исчезающие Сибирские тигры.
Оригинал earth-chronicles.ru