Люди, верящие в переселение душ, считают, что душа может переселяться неограниченное количество раз. «В чем я почти уверен, так это в том, что нельзя знать жизнь, которая будет; нельзя регрессировать и переродиться из человека в собаку или растение; и еще, что мы не реинкарнируемся на другой планете… Ах, да: после смерти нам предоставляется выбор, в кого обратиться», — признавался Вербер.
За рубежом воспоминания детей, рассказывающих о своей прошлой жизни, — служат предметом исследования. В Америке существует довольно известная и влиятельная Ассоциация по Исследованию и Терапии Прошлых Жизней, известная своей аббревиатурой APRT, изучением детских воспоминаний занимаются виднейшие психологи, которых никому не придет в голову назвать шарлатанами. В качестве интересного источника на эту тему могу порекомендовать доктора Хелен Уомбэч с ее книгой «Повторное проживание прошлых жизней». Но один из главных специалистов по этому вопросу — доктор Ян Стивенсон (1908-2004) из Медицинской Школы университета Штата Вирджиния. Стивенсон — серьезный доктор, академический ученый, который собрал и исследовал более трех тысяч подобных случаев и выпустил не одну книгу на эту тему. Самые известные — «Двадцать случаев, свидетельствующих в пользу реинкарнации» и «Дети, которые помнят свои прошлые жизни». У нас эти книги не переведены, но они мало напоминают развлекательное чтение и вряд ли подошли бы для широкой публики: книги написаны сухим и сложным языком научного исследования.
Стивенсон первым обратилcя к воспоминаниям не взрослых, а маленьких детей. С его точки зрения, в отличие от взрослых, «испорченных» книгами, кино и телевидением», воспоминания ребенка чисты и не тронуты мирским опытом.
У доктора было много нюансов отбора воспоминаний, но самые основные были такими:
— Доктора не интересовали воспоминания, полученные под гипнозом (он считал, что гипноз не исключает воздействия и манипулирования сознанием).
— Его интересовали воспоминания только маленьких детей, высказанные в возрасте от трех до пяти лет. В этом возрасте, дети, как правило, начинают говорить о своих прошлых жизнях. А потом — забывают о своем опыте.
— Воспоминания должны были быть спонтанными. Психолога интересовало лишь то, о чем дети начинали говорить по собственному желанию, не будучи спровоцированными на это никакими замечаниями.
Могут ли рассказать об опыте реинкарнации ваши глаза
Может быть, кто-то помнит вышедший в 2014 американский фантастический фильм «Я начало». Главный герой, молодой ученый по имени Ян (прообраз профессора Яна Стивенсона), занимается изучением глаз. Он влюбляется в девушку Софи, а после ее трагической смерти, находит в Индии маленькую девочку, в которую реинкарнировалась душа его возлюбленной. Узнать это Яну помогает рисунок радужки глаз девочки. По мнению героя, понять, в кого переселилась душа умершего человека, можно по радужке глаза, грубо говоря, за каждой душой закреплен определенный рисунок радужки. В конце фильма говорится о том, что существуют базы данных с отсканированными радужками известных исторических личностей, и что люди с такими радужками живут сейчас среди нас.
Вряд ли так оно на самом деле, все-таки фильм фантастический. Однако в нем сказано немало интересного про профессора Стивенсона и в общих чертах передана идея, которая могла бы следовать из его осторожных книг. Судя по всему, тело человека действительно хранит след о предыдущей жизни. Правда, эти следы отпечатаны не на радужке, а на теле человека: это могут быть родинки необычной формы, находящиеся местах пулевого ранения; шрамы или врожденные аномалии. Собирая свои истории, Стивенсон заметил, что довольно большое количество исследованных им детей, имеют отметины, которые сами же дети связывают с опытом прошлой жизни.
Что наша прошлая жизнь? Игра
Игры — еще один след прошлой жизни. Об этом говорится в статье Яна Стивенсона «Необычное игровое поведение у маленьких детей, которые утверждают, что помнят прошлые жизни», причем, это одна из немногих статей, переведенных на русский язык, к которой мы отсылаем всех заинтересовавшихся вопросом.
Мало кто из психологов задумывался над тем, почему дети предпочитают один вид игры другому. Меж тем, уверен доктор, многое из игрового поведения детей, вспоминающих «прошлые жизни», проявляется в форме автоматического, многократного повторения одних и тех же действий.
Как вы уже заметили, большая часть примеров Стивенсона почерпнута в Индии. Это объясняется тем, что именно там доктор собирал свой материал. Однако Стивенсон не сомневался в том, что при должном исследовании аналогичные случаи будут зафиксированы и в Европе и призывал своих коллег и друзей не отмахиваться от рассказов детей, не называть это выдумкой и сочинительством.
ВЗГЛЯД СКЕПТИКОВ
Вера в реинкарнацию и переселение душ — это одно из самых частых псевдонаучных заблуждений. Например, по данным Национального научного фонда США, в реинкарнацию и переселение душ верит почти каждый десятый американец.
Официальная наука эти вещи не подтверждает. Более того, исследования Яна Стивенсона и его коллег неоднократно критиковались учеными и психиатрами и даже были признаны образцом и золотым стандартом псевдонауки. Так, детские воспоминания о прошлых жизнях записывались спустя годы и целые десятилетия, когда эти дети уже стали взрослыми, или же со слов их родственников. Некоторые дети даже успевали познакомиться со своей «прошлой» семьей, и отличить правдивые детали в рассказе от приукрашивания было невозможно.
Большинство описанных Стивенсоном случаев произошли в Индии, где реинкарнация — основа религии, и дети с рождения погружены во все это. Сомнительными выглядят и погружения в прошлые жизни с помощью гипноза.
А как же с другими детьми, не индусами, которые рассказывают о своих прошлых жизнях? Психиатры уверены, что все дело в богатом детском воображении. А удивительные подробности, которые они выдают о своей прошлой жизни, в большинстве случаев почерпнуты из книг и фильмов.
Например, финский психиатр Рейме Кампфман рассказывает об одной своей пациентке, которая якобы в прошлой жизни была крестьянкой в Англии XIII века и даже говорила на старо-английском. Однако потом выяснилось, что девушка рассказывает одно из старинных стихотворений, которое она увидела в библиотечной книге еще ребенком и со временем совершенно забыла об этом, но в подсознании информация засела.
Другой пример приводит американский психолог Реймонд Муди. Его пациент под гипнозом увидел себя членом индейского племени и подробно описал храмы и строения своего поселения. Однако выяснилось, что много лет назад, еще маленьким ребенком, этот пациент вместе с родителями побывал на экскурсии в древнем индейском городе, и в его памяти отложились именно эти развалины, дополненные детскими фантазиями.
Часто дети и сами искренне верят в эти придумки. Осознанно или нет, но так малыши пытаются привлечь внимание со стороны родителей. И признаться в выдумке для них означает лишиться этого внимания. А потому подкидывают все новые несуществующие детали и подробности.