Планетологи выяснили, что в недрах кометы Чурюмова-Герасименко скрываются огромные запасы солей аммония – соединений аммиака, водорода и кислот, которые могут участвовать в формировании новых «кирпичиков жизни». Статью исследователей опубликовал научный журнал Science.
«Соотношение долей азота и углерода в недрах комет, как показывали прошлые исследования, было значительно ниже, чем в материи Солнца. Подобные расхождения можно было бы объяснить, если бы на кометах где-то скрывались неизвестные нам соединения этого элемента. Мы выяснили, что основная часть азота скрывается на кометах в виде солей аммония», – пишут ученые.
Согласно современным представлениям планетологов, на Земле в первые мгновения ее существования не было больших запасов воды и органики. Это связано с тем, что подобные молекулы должно было разрушать ультрафиолетовое излучение молодого Солнца или уносить в открытый космос еще до того, как сформировался зародыш нашей планеты.
Современные запасы воды и органики, как предполагает большинство исследователей, попали на Землю уже после ее образования – в результате длительной астероидной или кометной бомбардировки.
Открытия последних лет заставляют планетологов больше склоняться в сторону последней теории. В частности, изотопный и химический состав кометы Чурюмова–Герасименко говорит о том, что в недрах подобных небесных тел могут присутствовать спирты, сахара и целый ряд других компонентов, благодаря которым может образоваться жизнь. Кроме того, изотопный состав воды в хвосте сразу нескольких комет оказался очень близким к земному.
Новые «кирпичики жизни»
Европейские планетологи открыли еще один аргумент в пользу «кометной» теории происхождения жизни на Земле. Они изучали данные с двух спектрометров, ROSINA и VIRTIS, которые были установлены на борту зонда «Розетта». Этот космический аппарат изучал комету Чурюмова–Герасименко с августа 2014 по сентябрь 2016 года.
Первые же данные с этих приборов указали на то, что в спектре поверхности кометы есть странные стуктуры, существование которых ученые не могли однозначно объяснить. Изучив расположение линий поглощения и излучения в этих спектрах, планетологи предположили, что они могут говорить о существовании двух разных типов «кирпичиков жизни»: молекул карбоновых кислот или же солей аммония – соединений аммиака, водорода и различных неорганических кислот.
Руководствуясь этой идеей, ученые создали в своей лаборатории аналоги материи ядра кометы и покрывающей ее пыли, в которых присутствовало либо то, либо другое вещество, и сравнили их спектр с данными с ROSINA и VIRTIS. Замеры с этих приборов полностью совпали с тем, как был устроен спектр ядра кометы с большим содержанием солей аммония. Это указало на то, что на комете Чурюмова-Герасименко есть большие запасы этих веществ.
На их долю, как показывают расчеты европейских исследователей, приходится примерно половина от общей массы азота в недрах кометы. Примерно такое же количество азота существует в виде различных ароматических органических соединений, и лишь 1% приходится на чистый азот, аммиак и другие летучие соединения этого элемента. Это, как считают исследователи, объясняет, почему в материи комет необычно низкое соотношение между долями азота и углерода.
Открытие большого количества солей аммония на комете Чурюмова–Герасименко значительно расширяет «арсенал» возможных ингредиентов для формирования аминокислот, азотистых оснований и других важнейших биологических молекул. Их существование, как заключают ученые, следует учитывать при создании новых моделей и теорий, описывающих процесс зарождения жизни на Земле.
Оригинал earth-chronicles.ru