Сколько россиян находятся сейчас за рубежом? На прошлой неделе Ростуризм придерживался цифры 100 тысяч, именно столько человек выехали за границу в составе организованных туристических групп. Однако эти данные не учитывают тех, кто самостоятельно бронирует авиабилеты, отели и трансферы. По данным Росграницы, в первом квартале 2020 года за пределы России выехали 8,4 миллиона россиян.
Все они в одночасье лишились возможности вернуться на родину, поскольку и Россия, и многие другие государства закрыли границы. Туристы оказались заложниками непредвиденной ситуации. Хотя уже в начале марта звоночки были. Вначале прекратилось воздушное сообщение с Китаем и с Южной Кореей, 13 марта закрыла границы Чехия, затем Италия и страны Евросоюза, 19 марта отгородился от внешнего мира Египет, на сегодня список пополнили страны всех континентов – от Америки до Австралии.
Туристская рулетка
В соцсетях появляются самые невероятные истории очевидцев – от репортажей о многодневном осадном сидении в аэропорту Черногории до почти детективных историй пешего перехода границы с Польшей и возвращения в Калининград на попутных автомобилях.
На Кубе находятся шесть тысяч россиян, три тысячи – в Гоа (Индия), четыре тысячи – в Индонезии, около пяти тысяч человек, считая приехавших на отдых самостоятельно, – в Египте. Зависли туристы на островах Фиджи, на Тенерифе, в Марокко, Аргентине, Перу, далее везде. Больше всего наших соотечественников в Таиланде. По сообщению Росавиации, их там 17 тысяч.
“ Три ведомства объединили усилия, чтобы пересчитать туристов и вернуть их на родину ”
Пребывание за границей стало вынужденным, отели выселяют иностранцев, ссылаясь на карантин и требования местных властей, деньги и визы кончаются, воды, еды, телефонной связи, Интернета нет, перспективы туманны. В Индии россиянам грозят физической расправой, считая, что вирус привезли именно они. С 25 марта отели на курортах Египта закрылись на карантин вместе с постояльцами, лишив их еды, средств гигиены и возможности покинуть здание. Вывезти наших сограждан из этой страны стало еще более затруднительным. Около тысячи россиян из ОАЭ должен был доставить лоукостер flydubai, но он прекратил полеты. «Вывозные» рейсы состоялись благодаря межгосударственным переговорам.
Что всех ждет по прилету? Обязательное заполнение анкеты с личными данными, измерение температуры и последующая самоизоляция на 14 дней по месту жительства. Если на прибывшем рейсе обнаружился носитель вируса, а выясняется это не сразу, начинает работать государственная машина по поиску и выявлению контактных лиц. Участники событий говорят, что работает она, как ни странно, без сбоев. По домашнему адресу приезжают «космонавты» в полном антивирусном облачении и берут анализ на COVID-19. Людей могут разыскать по телефонам и адресам, не указанным в анкете, у друзей, родственников и даже в других городах. К нарушителям карантина приезжают из полиции. Выход на работу по требованию работодателя – дело подсудное и грозит санкциями.
Три ведомства – МИД, Ростуризм и Росавиация объединили усилия, чтобы пересчитать туристов и вернуть их в родные края. Одним из первых вывозных чартеров стал рейс авиакомпании AZUR air на Boeing 777 из Касабланки (Марокко). Эвакуацией 512 россиян из этой страны из-за отсутствия прямого воздушного сообщения занимались на межправительственном уровне. Консульство России организовало доставку пассажиров в аэропорт из других городов от Танжера до Марракеша, поскольку общественный транспорт в Марокко отменен, а передвижения запрещены.
В списке на организацию чартеров – 30 стран. Вывоз обеспечивают «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», «Победа» и «Россия». По словам главы Росавиации Александра Нерадько, на последнюю неделю марта планировались шесть рейсов «Аэрофлота» из Будапешта, один из Каира, по два из Кишинева, Лиссабона и Ларнаки (Кипр). S7 выполнит рейс из Тенерифе. В ведомстве пояснили, что оплатить билеты на вывозные рейсы могут родственники туристов, оказавшихся без денег в чужой стране.
Чтобы вернуть россиян с Филиппин, AZUR air снизил стоимость билета с 500 до 100 долларов. Остальные расходы на организацию рейса удалось минимизировать благодаря договоренностям российского посольства с местными властями. Примерно 500 наших соотечественников должны вылететь из Манилы до конца марта. Вызволить 12 сограждан с островов Фиджи тоже оказалось нелегкой задачей, несмотря на наличие виз и авиабилетов. Австралия отказывала им в транзите, приравняв его к пересечению границы государства, хотя по условиям перевозки они всего лишь перемещались с одного рейса на другой, не покидая здания аэровокзала.
Фото: bk.ru
AZUR air эвакуирует туристов из Латинской Америки (Бразилия, Чили, Перу, Аргентина). Посольства формируют списки и отвечают за сбор пассажиров. Boeing 777 (524 кресла) должен был вылететь из Москвы 30 марта.
Желающим вернуться в Россию требовалось написать о себе на сайт МИДа РФ. Теперь там сообщение, что списки сформированы и закрыты.
Организованными туристами занимаются туроператоры: покупают билеты, оплачивают отели, берут расходы на себя. При этом сами они находятся на грани финансового краха из-за массовых отказов от уже оплаченных путевок. Совокупное количество проданных на март – май туров – почти 300 тысяч в 30 самых популярных стран. По закону деньги клиентам обязаны вернуть в полном объеме. Но самим туроператорам отели и авиакомпании аванс пока не возвращают. Ситуация беспрецедентна, таких потрясений не припомнят даже старожилы отрасли. Никто не знает, какое направление закроется и когда. Авиабилеты по любым, даже невозвратным тарифам теперь можно вернуть, перенос даты и замена направления тоже возможны.
Однако самостоятельных туристов мало что может остановить. Есть сведения о том, что из региональных аэропортов в последней декаде марта продолжали выполняться рейсы в Таиланд. Правда, раньше было достаточно медицинской страховки с покрытием 30 тысяч долларов, сейчас требуется покрытие 100 тысяч долларов и обязательный, довольно дорогостоящий пункт – «депортация тела». Страна ужесточила правила въезда и требует на пограничном контроле нотариально заверенную справку из медучреждения об отрицательных пробах на коронавирус, выданную не более чем за 72 часа до вылета. Власти запретили гостям страны покидать отели после 17 часов. Отдельная, многочисленная и скорее всего проблемная категория – так называемые фаранги-лонгливеры. Так именуют местные жители российских граждан, прибывающих в Таиланд на несколько месяцев. Среди них много пожилых людей, которые сдают свое жилье в России и арендуют на зиму скромные апартаменты в теплых заморских странах. И возникнет серьезная социальная проблема, когда у них закончатся средства и начнется массовая депортация, возможность которой обсуждается уже сейчас.
Регулярные рейсы в Стамбул до недавнего времени выполнялись. И люди продолжали самостоятельно планировать поездки в Турцию. Мотивация некоторых заключается в том, что «они не верят в этот вирус», понимая при этом, что вместо отдыха могут попасть под карантин, а то и под депортацию. ВОЗ сообщает, что в Турции выявлено более 600 случаев заражения, а число носителей, как и везде, не определено. В стране не работает общепит и отменены массовые мероприятия, но россияне все равно желают отдыхать именно там. Возможно, путешественники надеются на авось и на то, что русские своих не бросают.
Это правда. Россия пытается помочь вернуться в родные края тысячам мигрантов из республик бывшего СССР, потерявшим работу из-за эпидемии коронавируса. Многие имеют временные визы и рискуют оказаться нелегалами. Чтобы добраться домой при отмене авиасообщения, молдаванам необходимо пересечь Украину, гражданам Азербайджана, Таджикистана и Узбекистана нужно возвращаться через Казахстан, но эти страны тоже закрыли свои границы. Тысячи мигрантов осели на границе России, которая будет вынуждена решать эту проблему. Вывезти такое количество людей чартерами невозможно, на рейсы МЧС нужны особые разрешения. Тем не менее в Молдавию уже удалось отправить несколько специальных бортов, следовавших в Лиссабон. В столице Португалии они должны были забрать российских туристов, морские круизы которых не состоялись.
Около 50 тысяч организованных туристов и несколько десятков тысяч «дикарей» уже вернулись в Россию, сообщила глава Ростуризма Зарина Догузова. По ее словам, вернут всех.
Идеальный шторм
По словам Майи Ломидзе, исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР), туристическая отрасль переживает «идеальный шторм». В одной точке сошлись сразу несколько негативных факторов: пандемия, падение курса рубля, рост панических настроений в обществе, стихийное и непредсказуемое закрытие границ государств по всему миру, отсутствие правил игры на рынке и его самого. Оптимистично настроенные эксперты считают, что в июле туристический бизнес начнет оживать. Пессимисты сомневаются, что сезон состоится вообще. Тогда убытки российских туроператоров на въездном туризме составят 12 миллиардов рублей, на выездном – 24 миллиарда. Треть агентств уйдет в небытие. Переживут этот «шторм», не утратив запасов плавучести, только крупные игроки.
Единственная хорошая новость заключается в том, что граждане не унывают: количество выкупленных туров в Крым и Краснодарский край на предстоящий летний сезон превысило показатели прошлого года.
Социально значимая отрасль выживет за счет отсрочки налоговых платежей, арендной платы, предоставления льготных кредитов и других поддерживающих мероприятий со стороны государства.
Глава Росавиации и первый замминистра транспорта РФ Александр Нерадько отметил, что закрытие границ и приостановка международных полетов в связи с пандемией коронавируса могут принести авиаперевозчикам свыше 100 миллиардов рублей убытков, не исключена череда банкротств. Возникнет проблема поставки запчастей для воздушных судов. Кризис отрицательно скажется на деятельности грузовых перевозчиков. Росавиация и Минтранс РФ готовят комплекс мер по поддержке авиакомпаний и других отраслевых структур.
Руководитель Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун считает, что потери перевозчиков, понесенные в результате эпидемии коронавируса, может возместить только государство. Главная задача сегодня – сохранить жизнь гражданской авиации в целом. Степень падения объема перевозок может быть сопоставима с серединой 90-х, когда рынок свернулся с 90 миллионов пассажиров до 20 миллионов и флот встал на прикол. Но тогда были отечественные самолеты, не требующие лизинговых платежей в валюте, независимо от того, в воздухе находится самолет или на земле. Сегодня в России – около 800 иностранных воздушных судов. Нетрудно представить масштабы будущих потерь отрасли. Налоговые каникулы и введение моратория на рост стоимости аэропортовых услуг смогут решить проблему на время, а в перспективе только поспособствуют накоплению долгов. Уже сегодня только «Аэрофлот» несет убытки около 300 миллиардов рублей – это почти половина годовой выручки авиакомпании. «Победа» объявила о полном прекращении полетов до 31 мая, а она перевозит около миллиона пассажиров в месяц. Сейчас в первую очередь нужно решать не стратегические проблемы, а сиюминутные.
Экс-замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов уверен, что воздушное сообщение во всем мире пострадает больше других отраслей. Объемы падают сразу на 50 процентов, а то и на все 100. Перевозчики продают билеты за рубли, а лизинговые платежи идут в валюте. За неуплату сразу арестовывается самолет, пересекающий границу. Если ситуация продлится еще два-три месяца, перевозчики просто станут банкротами. Государство может потерять авиацию как вид транспорта. Компании вынуждены возвращать лизинговые самолеты, сокращать летный и технический персонал, который не так просто потом собрать. Вирус пройдет, но за это время авиация может растерять специалистов. Механизм финансовой поддержки в руках государства. Наша страна с ее труднодоступными районами и отсутствием в них другого вида транспорта не может существовать без авиации, это вопрос геополитики.
Как порожденные эпидемией экономические проблемы решаются в США – «Триллионы на самоизоляцию».