Каждый день сейчас приносит все больше свидетельств нарастающего «управленческого дефолта» власти. Острейший кризис экономики в РФ очевиден, равно как и его переход в политическое пространство. Игра, затеянная с поправками в Конституцию РФ, врезалась в «коронапанику» и сломалась. Но пока действия власти делают «обнуление» экономики все более глубоким. Но сможет ли Кремль спасти положение точными и выверенными мерами?
Объявленные президентом Владимиром Путиным пакеты поддержки промышленности, малого и среднего бизнеса, доходов народа откровенно малы. Дело даже не в абсолютных цифрах, а в относительных, в процентах от ВВП. Поддержка в РФ на порядок меньше, чем в США или развитых странах ЕС. Вводится сия помощь как-то запоздало, хаотично, заполошно. Да и попробуй получи еще эти крохи! Неработоспособность пресловутой вертикали власти вылезает наружу. То срывается строительство госпиталей-ковидариев из-за, как изрек Владимир Владимирович, всяких «снипов-хрипов» и бюрократических проволочек. То врачи не могут получить обещанные надбавки к жалованью из-за того, что местное начальство скаредничает, норовит не платить и вообще (читай) ворует деньги. А действия Роспотребнадзора? Подчас многим хочется его если не разбомбить, то уж точно отправить на другую планету. Бизнес от его требований ярится: работать становится невозможным. А это требование к магазинам, коих штрафуют за чрезмерное количество посетителей? В результате огромные очереди без соблюдения какой-либо социальной дистанции выстраиваются сперва на входе в торговый центр. Потом на входе в «Ашан». Ну конечно, магазин штрафов избегает! Зато скученность людей создается и ковидный вирус распространяется сильнее. После чего снова ужесточаются карантинные меры, а экономика от этого пикирует. То, что наворотил мэр Собянин в Москве, даже обсуждать не хочется.
Спорить сегодня можно лишь о том, насколько рухнет экономика РФ. На тот максимум в минус шесть процентов, о коем толкует Центробанк. Или на все 20 процентов, о чем предупреждают другие экономисты. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), близкий к первому вице-премьеру Андрею Белоусову, сулит четыре волны кризиса. От обнищания граждан (сбережения у большинства кончились, на мизерные подачки и МРОТ не прожить) съежится внутренний рынок. А сокращение платежеспособного спроса неизбежно повлечет за собой остановку даже тех предприятий, коим позволили работать. Включая и системообразующие. Падение выйдет вполне сопоставимым с провалом 1992 года, не к ночи его поминать.
Фото: google.com
А это означает, что команда Владимира Путина получит свой аналог позднегорбачевского коллапса. Многомиллионная безработица, падение цен на основные статьи дохода казны (углеводороды, сырье вообще), невыплаты зарплат бюджетникам из-за нехватки денег в казне – раз. Два – угроза сокращения финансирования силовых структур и оборонных заказов, ускоренное исчерпание накопленных финансовых резервов. Ведь финансировать только ВС, Росгвардию, МВД и ФСБ невозможно – есть тьма других неотложных затрат. Три – начало «потсковидной» депрессии в мире, сравнимой по последствиям с Великим кризисом 1929-го и тридцатых годов ХХ века. О такой перспективе 13 мая громогласно заявила глава МВФ Кристалина Георгиева. Дальше на все это накладывается торговая война США и Китая, нарастающая тенденция к ограждению странами своих национальных рынков ради сохранения своих производителей. Протекционизм наступает, падает мировое производство. А значит, сокращается глобальный спрос на сырье, цены на нефть и газ снижаются, нанося РФ огромную пробоину ниже ватерлинии.
Тут никакие бодрые рапорты «сверху» о фантастическом опережении нами всего мира по части новейшего оружия ничем не помогут. Тут работающие несырьевые заводы и фабрики нужны, причем гражданские. А вот с этим у Кремля крайне плохо.
До боли ясно, что с нынешним составом правительства и руководством ЦБ РФ Кремль справиться с бедой не в силах. Наоборот – падение ускорится. Сегодня всем нам нужно все более «толсто» намекать первым лицам: формируйте правительство народного доверия из практиков промышленности и агропрома, меняйте руководство ЦБ РФ на приверженца новой индустриализации/протекционизма. Принимайте новый закон «О Центральном банке…», включая в него ответственность за рост числа рабочих мест в стране. Ибо если упустить время, дальше потребуется Комитет национального спасения.