Мировая история полна рассказов о священном вооружении, почитавшемся за свою силу, а главное — за сакральные свойства. В античном мире подобной известностью пользовалось копье Ахилла, которым греческий герой сражался под стенами Трои, поражая многочисленных врагов…
Пожалуй, первым в списке знаменитого оружия можно поставить копье Финееса, более известное как копье Лонгина. Согласно легенде, этим копьем римский сотник Гай Кассий Лонгин пронзил бок распятого Христа. Копье Судьбы (еще одно его название) сегодня хранится в сокровищнице венского музея Хофбург и открыто для взглядов любого посетителя, интересующегося историей. Вокруг копья Судьбы сложилось несколько легенд — в частности, считалось, что армия, командующий которой владеет этим копьем, будет непобедимой.
Ясень пелионский
Что касается копья Ахилла, то это оружие, даже если судить по внешнему виду, тоже было весьма внушительным. В «Илиаде» дается следующее описание этого оружия:
«…Тяжел был
Крепкий, огромный сей ясень;
его никто из ахеян
Двигать не мог, и один
Ахиллес легко потрясал им,
Ясенем сим пелионским,
который отцу его Хирон
Ссек с высоты Пелиона,
на гибель враждебным героям».
В тексте поэмы Гомер неоднократно указывает на то, что копье имело внушительные размеры и солидный вес. Наделяя оружие эпитетами «медножальное» и «прямолетящее», поэт несколько раз упоминает, что Ахилл мог одинаково споро разить копьем врагов издалека — то есть метая его, и в ближнем бою (как было, например, во время поединка с Гектором, когда Ахилл убил троянского царевича ударом копья в шею). Достаточно подробно описывает Гомер и историю появления копья: во время брачного пира отца Ахилла, Пелея, и нимфы Фетиды приглашенный в качестве почетного гостя кентавр Хирон изготовил и подарил копье молодому Пелею. Отправляясь под Трою, Ахилл взял реликвию с собой.
Согласно эпической поэме «Эфиопида» (VIII век до нашей эры), после гибели великого героя от стрелы Париса за оружие Ахилла боролись его соратники Одиссей и Аякс. Победил хитроумный Одиссей, который завладел доспехами, копьем, щитом и мечом Ахилла. Затем он передал их юному Неоптолему — сыну Ахилла и Деидамии, дочери Ликомеда.
После взятия Трои (в котором участвовал наряду с остальными греками и Неоптолем) ахейцы отплыли на родину, однако копье по непонятным причинам осталось на территории Малой Азии (или впоследствии было перевезено туда снова). Долгое время оно находилось в храме Афины в античном городе Фаселис, руины которого сохранились недалеко от турецкой Антальи.
Вероятно, копье Ахилла достигало двухметровой длины (или чуть превышало ее) и действительно использовалось как для ближнего боя, так и в качестве метательного оружия. Наконечник копья, равно как и задняя часть — так называемый «подток» — были сделаны из меди (война троянцев с греками велась в то время, когда железо еще не получило широкого распространения, и оружие изготавливали из бронзы или меди). Скорее всего, большой вес копья был обусловлен выдающейся физической силой Ахилла, позволявшей ахейскому вождю быть уверенным, что больше никто не сможет воспользоваться его оружием, и достигался необычной толщиной древка. Действительно, вес копья не раз спасал жизнь греческому герою. Так, в одном из очередных эпизодов битвы Ахилл бросает копье в троянца Астеропея, и оружие, минуя цель, наполовину уходит в землю (очевидно, воткнувшись в склон небольшого холма). Все попытки троянца вырвать копье из земли и воспользоваться им оказываются тщетными. Тогда как Ахилл легко возвращает себе свое оружие и убивает Астеропея.
Источник силы
Наиболее известным моментом в истории почитания копья можно считать 333 год до нашей эры, когда Александр Македонский, проведя отряд своих наиболее отважных воинов по берегу моря вдоль подножия Таврских гор, вошел в Фаселис (или, как его именовали греческие историки, Фаселиду). Существует версия, что Александр задержался в городе специально, чтобы поклониться «источнику силы» — копью, находившемуся в главном городском храме. С благоговением взяв реликвию в руки, Александр отправился дальше — на покорение Малой Азии и Египта, в чем и преуспел.
Смерть Ахилла
Во II веке (то есть через 500 лет после македонского царя) греческий историк Павсаний также посетил Фаселиду и поместил в свою книгу «Описание Эллады» (раздел 3) упоминание о том, что лично видел легендарное копье: «А что в героические времена оружие вообще все было медное, свидетелем этого является Гомер в тех стихах, где он описывает секиру Писандра и копье Мериона. И с другой стороны, это подтверждается копьем Ахилла, хранящимся в Фаселиде в храме Афины, и мечом Мемнона, находящимся в Никомедии в храме Асклепия: у копья острие и нижняя часть сделаны из меди, а меч вообще весь медный. Я это видал, я знаю, что это так».
Следует добавить, что Фаселис, удобно расположенный на дороге с греческих островов на юго-западное побережье Малой Азии, был колонией жителей Родоса, основанной в VII веке до нашей эры. Город пережил несколько периодов расцвета, пока в XII веке не был разрушен землетрясениями. На его месте возник поселок рыбаков и пиратов.
После присоединения этой части побережья Средиземного моря к Османской империи ситуация не изменилась. Удобные гавани Фаселиса (всего их три) притягивали к себе различных искателей приключений. Слава об этом месте ходила дурная, и капитаны торговых судов не отваживались приставать, а тем более задерживаться напротив развалин.
В поисках храма Афины
Лишь в 1980 году Министерство культуры Турции решило восстановить то, что еще уцелело на месте Фаселиса. Были откопаны и реконструированы акведук, театр, остатки храмов, главная улица, бани, найдены фундаменты жилых домов. Однако храм Афины до сих пор не обнаружен. Турецкие ученые спорят по поводу того места, где именно он мог находиться. Их мнения совпадают только в одном: разумеется, по античному обыкновению, он должен был (как, например, в древних Афинах) располагаться на акрополе. Проблема заключается в следующем: акрополь (или то, что им когда-то было) в Фаселисе очень невысок — это холм, который поднимается над морем всего на 15-20 метров. Его недра пока не изучены, и развалины храма остаются лежать в земле. Однако в 2012 году началась новая фаза археологических исследований, которые почти каждый год приносят ученым новые находки. Возможно, обнаружение античного святилища — вопрос ближайшего времени. И кто знает, не будет ли среди камней, обрушившихся в результате одного из землетрясений, найден и легендарный ясень с медным наконечником? По всей видимости, он остался именно там, в храме, где его с трепетом держал в руках выдающийся македонский полководец, покоритель половины мира. Вероятнее всего, в спешке покидая город во время землетрясения, жители просто не успели спасти реликвию. Как бы то ни было, ясно одно: подобная находка станет выдающимся событием в мире современной археологии, и еще раз подтвердит, что тексты гомеровских поэм, как исторические свидетельства, заслуживают бесспорного доверия.
Жертва стрелы Париса
Бог-кузнец Гефест подарил Ахиллу замечательные доспехи. Сразив Гектора ударом копья, тот 12 дней глумился над его телом поблизости от могилы своего любимца Патрокла. Его мать Фетида с трудом смогла убедить сына отдать останки Гектора троянцам для проведения погребального обряда — священного долга живых по отношению к мертвым. Вернувшись на поле брани, Ахилл развернулся во всю силу — он валил врагов налево-направо. Но его собственная жизнь тоже подходила к концу. Стрела Париса, направленная Аполлоном, нанесла Ахиллу смертельную рану в пятку — единственное уязвимое место на теле героя. Это и стало причиной гибели доблестного и самонадеянного Ахилла, который был образцом для великого Александра Македонского.
Оригинал earth-chronicles.ru