Археологи в Новгородском кремле открыли стену домонгольской церкви Бориса и Глеба, просуществовавшей до XVII столетия. Работы позволят не только составить план давно исчезнувшего храма, но и внести уточнения в топографию средневекового города, сообщает пресс-служба Института археологии Российской академии наук (ИА РАН).
«Архитектурно-археологический отряд ИА РАН под руководством члена-корреспондента РАН Владимира Седова открыл в Новгородском кремле фундаменты церкви Бориса и Глеба — шестистолпного храма, построенного 1167-1173 годах по заказу новгородского купца Сотко Сытинича, который, возможно, был прототипом былинного Садко. Впервые остатки храма были раскопаны в 1940-1941 годах, но, кроме нескольких дневниковых записей и не очень подробных планов, из документов этих раскопок до нас ничего не дошло. Последовательное изучение позволит составить план храма, изучить кладку стен и фундаментов, а также исследовать культурные слои домонгольского периода. Кроме того, раскопки в новгородском Детинце, несомненно, принесут и важные уточнения топографии древнейшего города Руси», — говорится в сообщении.
Раскоп общей площадью 36 кв. м был заложен вдоль северного фасада миниатюрной церкви Андрея Стратилата, которая появилась в середине XV века и была одним из приделов большого Борисоглебского храма. Он неоднократно перестраивался и в середине XVII века обрушился, а остатки были разобраны.
«Мы идем по следам исследователей 1940-1941 годов. В 1941 году из-за войны раскоп засыпали. Наша методика позволяет более тщательно изучить этот храм. Появится его план, соображения об облике этого здания и его размерах, а также о том, что ему предшествовало и что первым появилось на той территории», — приводит пресс-служба слова Седова. Исследователь добавил, что по одной из летописей церкви Бориса и Глеба предшествовала 13-главая деревянная церковь Софии, но ее следов пока не обнаружено.
Ученый секретарь ИА РАН Марина Вдовиченко, которая также принимает участие в раскопках в составе Новгородского отряда, отметила, что исследователи планируют полностью открыть весь фундамент. «Самой ценной находкой для нас как для архитектурных археологов является стена Борисоглебского храма, потому что можно получить много научного материала из этого раскопа. У нас есть планы в будущем раскрыть этот памятник целиком», — сказала Вдовиченко.
Оригинал earth-chronicles.ru