Поражение лесов гусеницами сибирского шелкопряда Dendrolimus sibiricus с конца 19 века распространилось на 50 километров севернее и более чем на 300 метров выше в горы, чем в прошлом веке. Об этом сообщает статья в журнале Journal of Mountain Sciences.
Сибирский шелкопряд считается самым опасным вредителем таежных лесов, где преобладают пихты, кедры, ели и лиственницы. Если обычно особи встречаются не на каждом дереве, то во время вспышки массового размножения на одной пихте или кедре можно насчитать до 20 000 гусениц этих чешуекрылых. Прямо сейчас из-за них в двух районах Красноярского края введен режим ЧС. Резкий прирост численности Dendrolimus sibiricus происходит в годы с теплой и сухой погодой весной и в начале лета, а мешать его распространению высота и крутизна склона, на котором произрастает лес. Ученые из Красноярска обнаружили, что изменения климата за всю историю наблюдений (больше века) привели к продвижению шелкопряда на север и выше в горы.
Исследователи провели геоинформационный анализ данных полевых наблюдений, спутникового мониторинга и архивных материалов и обнаружили, что в горных районах верхняя граница поврежденных древостоев продвинулась более чем на 300 метров по сравнению с серединой двадцатого столетия. Только за время масштабной вспышки в Приенисейской Сибири в 2014-2018 годах шелкопряд поразил более миллиона гектаров тайги, а граница поврежденных древостоев продвинулась на север более чем на 50 километров. По мнению ученых, в новых климатических условиях массовое размножение гусениц возможно до 300 километров севернее, чем в XIX веке.
Погибшие древостои («шелкопрядники») превращаются в скопление горючих материалов с большим количеством сухой травы. Весной такие области легко воспламеняются, что приводит к масштабным пожарам. Чтобы это предотвратить, ученые предлагают наблюдать за очагами распространения вредителей на ранних стадиях при помощи спутниковых систем высокого спектрального и пространственного разрешения.
«Приоритеты спутникового и наземного мониторинга тайги необходимо определять на основе анализа условий тепло- и влагообеспечения, с учетом состава древостоев и закономерностей приуроченности вспышек к определенному рельефу лесных территорий», — уточнил соавтор работы Вячеслав Харук, доктор биологических наук, заведующий лабораторией мониторинга леса Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН, профессор СФУ.
Оригинал earth-chronicles.ru