Огонь из засады
Понятно, что поучительны не сами по себе боевые действия, а тактические приемы, которые применялись на них, испытанные в полевых условиях возможности боевой техники и оружия. Тем более что полигоны Капустин Яр, Ашулук и другие позволяют проводить учения с применением всех видов вооружения Сухопутных войск и авиации.
Например, танковое подразделение Южного военного округа на машинах Т-90А, действуя из засады, сорвало наступление условного противника в ходе розыгрыша одного из тактических эпизодов на полигоне Прудбой в Волгоградской области. Находясь в отрыве от главных сил, замаскированные танки открыли залповый огонь по выдвигавшимся колоннам бронетехники условного противника, которые имитировались движущимися мишенями. Интересно, что танкисты поразили цели на дистанциях от 700 до 2200 метров, а затем скрытно сменили позиции под дымовой завесой. После чего в ходе маневренной обороны мотострелковые подразделения округа артиллерийским огнем из реактивной системы залпового огня «Торнадо-Г» и артиллерийских установок «Мста-С» остановили условного противника. Опробованный в реальном противостоянии с ним боевой опыт, думается, будет еще изучаться и обобщаться в последующем, как и другие тактические приемы.
“ Военнослужащие шести государств успешно справились с поставленными задачами, отработав применение коалиционной группировки войск в рамках борьбы с вооруженными формированиями международных террористических организаций ”
Нестандартно действовали и зенитчики мотострелкового соединения ЮВО. Они отразили массированный налет авиации и беспилотников. Для качественной оценки выполнения задач и определения возможностей расчетов на полигоне была создана максимально сложная мишенная обстановка. В воздух одновременно запускались до восьми скоростных аэродинамических целей, об их количестве и времени пуска расчетам заранее не сообщалось.
Подразделения, вооруженные зенитными пушечно-ракетными комплексами «Тунгуска-М1» и новейшими переносными зенитными ракетными комплексами «Верба», уничтожили ракеты-мишени на высотах до двух километров, тактические авиационные и зенитные ракеты, а также мишени, имитирующие зависающие вертолеты и наземную бронетехнику. А мотострелковые подразделения совместно с десантно-штурмовой бригадой ВДВ, экипажами вертолетов Ми-28Н «Ночной охотник» и штурмовиков Су-25, при поддержке реактивных систем залпового огня «Торнадо-Г», самоходных артиллерийских установок «Мста-С» провели масштабную контратаку на условного противника. В этом эпизоде были задействованы порядка двух тысяч военнослужащих и около 100 единиц военной техники.
Согласно сценарию учения тактический воздушный десант на вертолетах Ми-8АМТШ «Терминатор» высадился в тыл противника и уничтожил его бронетехнику, дав тем самым возможность мотострелковым подразделениям начать контратаку. Огневую поддержку им и танковым подразделениям в ходе наступления осуществляли экипажи вертолетов Ми-28Н «Ночной охотник» и звено фронтовых штурмовиков Су-25. Для предотвращения быстрого развертывания резервов наступающих сил условного противника артиллеристы из реактивных систем залпового огня «Торнадо-Г» и самоходных артиллерийских установок «Мста-С» нанесли непоправимый ущерб технике и живой силе противника, проведя огневой налет с неподготовленных позиций. После чего «царица полей» на бронемашинах БМП-3 пошла в атаку. Вместе с ними наступали танковые подразделения на Т-90А под прикрытием аэрозольной завесы. Защищали их от нападения с воздуха зенитные комплексы «Тунгуска», что позволило уничтожить основные силы противника.
В Курганской области в это же время действовали экипажи Су-34, которые обрушили бомбовый град на позиции условного противника. Совместно с самолетами-разведчиками Су-24МР оперативно-тактической авиации они сбросили около 50 авиационных бомб на его позиции. В частности, в рамках розыгрыша тактического эпизода пара самолетов-разведчиков Су-24МР обнаружила позиционные районы сосредоточения огневых средств и раскрыла координаты мобильного командного пункта. Для уничтожения объектов неприятеля с военного аэродрома взлетели два звена истребителей-бомбардировщиков Су-34 и осуществили сброс бомб по мишеням, имитирующим мобильный командный пункт. В ходе второго захода для уничтожения артиллерийских установок экипажи Су-34 выполнили перегруппировку, заход на цели с различных направлений и точечный сброс бомб по наземным мишеням с высоты около 500 метров. В этом летно-тактическом учении были задействованы более 100 военнослужащих из числа летного и инженерного технического состава, 10 истребителей-бомбардировщиков Су-34 и самолетов-разведчиков Су-24МР, которые в ходе учения сбросили около 50 авиационных бомб.
Как видим, каждый вид и род войск применял на СКШУ «Кавказ-2020» свои тактические приемы и наработки, которые до поры до времени держались в секрете. И в этом отличительная черта данного учения. На нем апробировались новые методы и способы ведения боевых действий. Не остались в стороне и авиационные экипажи Воздушно-космических сил. Они выполнили полеты в качестве контрольных целей для проверки дежурных по противовоздушной обороне сил Южного военного округа. В воздух были подняты самолеты Су-25, Су-34, Су-24М, МиГ-31, Ту-22МЗ, Ан-12, Ан-26, Ту-134, вертолеты Ми-8, Ми-35М и другие. Всего в проверке задействовано около 50 воздушных судов различных типов, которые имитировали полет экипажей-нарушителей воздушного пространства в зоне ответственности подразделений ПВО ЮВО.
Ну а что же противник? Задачей его авиации в свою очередь стало преодоление системы ПВО округа, условное уничтожение радиолокационных станций, позиций зенитных ракетных войск и аэродромов авиации. Для этих целей экипажи ВКС выполняли полеты на высотах от 50 метров с огибанием рельефа местности до 20 километров на скоростях от 200 до 2000 километров в час. Летчики действовали как одиночно, так и в составе пар (звеньев) в плотных боевых порядках. Большая часть полетов выполнялась с выключенными системами опознавания. В противоборство включились и подразделения радиотехнических войск. Они обнаружили цели, классифицируемые как самолеты условного противника. По самолетам-нарушителям были применены электронные пуски зенитных управляемых ракет и ракетного авиационного вооружения. Подразделениями ЗРВ уничтожены 23 воздушные цели. Отличились расчеты ЗРС С-400 и С-300, зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С» и экипажи истребителей Су-27, Су-30СМ, Су-35, поднятых на перехват.
Захватывающие противовоздушные бои развернулись и на полигоне Ашулук, который, как известно, специализируется на испытаниях систем ПВО и ПРО. Около 20 самолетов Су-34, Су-24М, Су-30СМ, МиГ-29СМТ и других, имитирующих самолеты-нарушители воздушного пространства, должны были преодолеть системы ПВО Южного военного округа и условно уничтожить радиолокационные станции, позиции ЗРВ, аэродромы авиации. Летчики при этом действовали как одиночно, так и в составе пар и звеньев.
После обнаружения приближающихся самолетов противника подразделения РТВ, экипажи истребителей Су-30СМ были подняты на перехват. По самолетам-нарушителям применены электронные пуски зенитных управляемых ракет и управляемого ракетного авиационного вооружения. Все воздушные цели уничтожены расчетами зенитных ракетных комплексов С-400 и «Бук-М2», зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С», экипажами истребителей Су-30СМ. Кроме того, расчеты комплексов «Панцирь-С» выполнили задачи по уничтожению воздушных целей, обозначенных высокоскоростными ракетами-мишенями.
В морских акваториях
Военнослужащие Новороссийского горного соединения ВДВ при поддержке ударных вертолетов Ми-28, артиллерии и танков отразили нападение морского десанта условного противника со стороны Черного моря. Согласно сценарию бригада морского десанта условного противника, сосредоточенная в акватории Черного моря, предприняла попытку высадиться на побережье и удержать плацдарм для дальнейшего проведения наступательной операции. Для уничтожения его передовых подразделений в воздух были подняты самолеты Су-27 и вертолеты Ми-28, которые нанесли удары по пунктам управления и десанто-высадочным средствам.
В это время разведывательные подразделения ВДВ с помощью беспилотников «Орлан-10» обнаружили точное местоположение противника. Туда были направлены противодесантные группы, для переброски которых задействовали четыре вертолета Ми-8 под прикрытием ударных Ми-28. Для постановки неподвижного заградительного огня задействовали самоходную артиллерийскую батарею десантно-штурмового полка, вооруженную 122-мм гаубицами Д-30 и самоходно-артиллерийскими орудиями 2С9 «Нона-С». Под прикрытием ее огня на передовую была также выведена танковая рота на машинах Т-72 Б3.
На завершающем этапе учебного эпизода после создания условий для проведения контратаки парашютно-десантные подразделения под прикрытием артиллерийского огня провели форсирование водной преграды и уничтожили оставшиеся силы условного противника.
В это же время разведчики морской пехоты Каспийской флотилии уничтожили колонну условного бандформирования в горах Дагестана. В ходе разведывательно-поисковых действий подразделением морской пехоты во взаимодействии с расчетами беспилотных летательных аппаратов «Орлан-10» они обнаружили движущуюся колонну техники условного незаконного вооруженного формирования (НВФ). Оценив обстановку и приняв тактически грамотное решение, группа организовала засаду на пути следования бронетехники и вступила бой. Используя эффект внезапности, морпехи выполнили подрыв головной техники и огневое поражение «противника» из всех видов вооружения. В ходе боевой задачи захватили одного из членов НВФ и уничтожили его основную группу.
Особый интерес представляют действия специального отряда по борьбе с подводно-диверсионными силами и средствами (ПДСС) Каспийской флотилии, который уничтожил диверсионно-разведывательную группу (ДРГ). Удивительно, но первым ее обнаружил экипаж корабля противодиверсионного катера «Юнармеец Дагестана» (типа «Грачонок»), оснащенный современной гидроакустической станцией. Для уничтожения диверсантов тут же задействовали отряд ПДСС Каспийской флотилии. Подразделение разделили на две группы, каждой из которых предстояло обнаружить противника, скрытно передвигающегося под водой к берегу для минирования кораблей. Роль ДРГ выполняли корабельные легководолазы.
Вскоре условный противник, менявший характер передвижения и направление под водой, был блокирован и уничтожен боевыми пловцами отряда ПДСС на достаточном расстоянии от контрольной точки на берегу. Ситуация была усложнена тем, что отряд ПДСС не должен был находиться ближе 150 метров от береговой линии, а легководолазам в роли диверсантов разрешили применять любую тактику поведения под водой.
В целом же (в рамках СКШУ) задачи на море выполняли более 20 кораблей и катеров флота, в том числе флагман ЧФ – гвардейский ракетный крейсер «Москва», сторожевой корабль «Пытливый», малые ракетные корабли «Вышний Волочек» и «Орехово-Зуево», большие десантные корабли «Цезарь Куников», «Азов» и «Новочеркасск», ракетные катера «Набережные Челны», «Ивановец», «Шуя» и «Р-60», а также ракетный корабль на воздушной подушке «Самум».
Удачно сработали и партнеры. Два корабля ВМС Ирана оказали поддержку российским морским пехотинцам во время отработки эпизода по высадке десанта на необорудованное побережье в районе Зеленоморска в Дагестане. Как сказал начальник штаба Каспийской флотилии контр-адмирал Николай Якубовский, отряд боевых кораблей ВМС Исламской Республики Иран в составе ракетных катеров Joshan («Джоушан») и Paykan («Пейкан») совместно с ракетными кораблями «Татарстан», «Астрахань» и «Устюг» обеспечил прикрытие сил тактического морского десанта. Согласно сценарию корабельная группировка Каспийской флотилии ВМФ России и отряда боевых кораблей ВМС Ирана нанесла поражение кораблям противника. «Татарстан», «Устюг», «Астрахань», «Джоушан» и «Пейкан» при этом выполнили боевые артиллерийские стрельбы по надводным мишеням.
Уроки на завтра
По словам статс-секретаря – заместителя министра обороны Российской Федерации генерала армии Николая Панкова, особенностью прошедшего учения «Кавказ-2020» явился его масштаб. «Практические действия войск проводились на четырнадцати полигонах и в акваториях Черного и Каспийского морей, – сказал он. – Ежегодно в ходе стратегического учения мы учимся совершенствовать профессиональное мастерство с учетом появления новых образцов вооружения и военной техники, новых форм и способов ведения военных действий».
Учение позволило отработать самые передовые приемы и способы ведения боевых действий, что требует развитие военного искусства. А также обменяться опытом, оперативно внести коррективы в совместное применение наших Вооруженных сил.
Фото: МО РФ
И еще раз особо подчеркнем. Данное учение не носило агрессивного характера. Это хорошая возможность на практике в мирной обстановке, в формате масштабной учебы организовать взаимодействие и взаимопонимание между военнослужащими воинских контингентов различных стран содружества. Данная форма сотрудничества в военной сфере поможет еще больше укрепить наши взаимоотношения, усилить безопасность государств, обеспечить их развитие и процветание. Заместитель министра обороны РФ генерал-лейтенант Юнус-Бек Евкуров подчеркнул: «Военнослужащие шести государств успешно справились с поставленными задачами, отработав применение коалиционной группировки войск в рамках борьбы с вооруженными формированиями международных террористических организаций».
Зарубежным инспекторам была предоставлена возможность наблюдать за практической деятельностью войск на военных полигонах Южного военного округа – Капустин Яр, Прудбой и Ашулук, совершить вертолетные облеты инспектируемых районов. Руководители иностранных инспекционных групп подполковник Кройтнер Андреас Вальтер (Германия) и подполковник Хйорт Йенс Эрик (Дания) отметили, что, по их мнению, Российская Федерация в полном объеме выполнила свои обязательства в рамках Венского документа 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности, тем самым продемонстрировав приверженность к выполнению своих международных обязательств в области контроля над вооружениями.
И последнее. На учении присутствовали почетные гости: статс-секретарь – заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии Николай Панков, заместитель министра обороны Российской Федерации, Герой Российской Федерации генерал-лейтенант Юнус-Бек Евкуров, начальник главного управления боевой подготовки вооруженных сил Республики Армения генерал-майор Валерий Кочарян, заместитель командующего Западным оперативным командованием вооруженных сил Республики Беларусь генерал-майор Владимир Некрашевич, заместитель командующего Западным военным округом Народно-освободительной армии Китая генерал-лейтенант Лю Сяу Ву, заместитель директора управления военной подготовки вооруженных сил Республики Союза Мьянма генерал-майор Ко Лей, бригадный генерал вооруженных сил Исламской Республики Пакистан Шаджи Улла. А финальный этап боевых действий на полигоне Капустин Яр посетил Верховный главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации Владимир Путин.