Двайта-веданта — Татвавад
«Махабхарата Татпарья Нирная» — это комментарий Мадхвачарьи к «Рамаяне» и «Махабхарате», данный труд учителя мира имеет 32 главы.
Шри Мадхвачарья считал Итихасы и Пураны одним из источников философии Веданты наряду с Упанишадами, Брахма-сутрой и Гита-прастханами. Особую важность он придавал Махабхарате как источнику философии Веданты и вайшнава-дхарма. Данный труд помогает постичь смысл Вед объясняет более тонкие аспекты «Махабхараты», дополняя ее другими классическими работами, такими как «Харивамши», «Вишну пурана», «Шримад Бхагаватам» и другие. Скачать PDF-Книгу_ENGLISH
Глава-1
1. Поклон Тебе вновь и вновь, Нараяна, ибо Ты — океан превосходных качеств, Ты – причина зарождения, хранения, разрушения, верховного управления вселенной. Ты — податель полного Знания, всепроникающий. Ты — неизменная причина спасения богов (дэвов) и погибели асуров (демонов).
2. Нараяна – океан превосходных качеств, недоступный познанию и превосходящий даже Лакшми, существовал до сотворения вселенной, содержа все разумные живые существа (сознание которых было угнетено) в своем чреве. Несмотря на то, что на Его плече покоится Сама Лакшми, Он имеет Источник Счастья в Самом Себе.
3. В конце жизни Брахмы, которая длится 100 лет Брахмы и именуется Пара, которая сравнится с одним мановением очей Вишну (одно моргание). Появилось желание наделить телами достойных джив ради их блага, по их зависимости от Него. Несмотря на то, что Он имеет тело состоящее из чистого блаженства и содержит весь мир в своём чреве, Он имеет пару (жену), для творческого процесса и чтобы доставлять Ей радость.
4-5. Созерцая множество джив в своем чреве, которые имели тела в форме блаженства и были связаны размышлением о Нём, а также такие дживы как Риджу, Шива, Шеша и Кали с его последователями, людей, пребывающих неподвижно во сне и пригодных для Творения, Он начал размышлять: «По Моему блаженству, Я наделю эти дживы физическими телами, чтоб испытали они счастье, горе и смешанные чувства. Затем это Творение, в котором будут являться Мои Аватары станет местом Моих игр. Это Творение даст возможность проявить природу (сварупу) живых существ и будет в радость для Чит-Пракрити (Лакшми)».
6-7. Так размышляя, всезнающий Господь принял образ Васудэвы, чтобы даровать дживам Освобождение (Мукти) и статус подобный Себе, а также сподвиг Лакшми принять Её второй образ, который именуется Майа. Далее вечный и совершенный Господь принял образ Санкаршаны, чье тело является причиной разрушения вселенной. По его побуждению Лакшми приняла образ Джайи. Ради сотворения мира Он принял образ Прадьюмны, а Лакшми по Его приказу стала Крити.
8. Далее, ради поддержания вселенной, Он принял образ Анируддхи, а Лакшми приняла образ Шанти.
Пребывая в покое в этих образах в течение тысячи лет, Он в образе Прадьюмны передал дживы Своему же образу Анируддхе.
9. Господь Анируддха, обладая дживами в их тонких телах и с их безначальной кармой, начал наделять каждую дживу в соответствии с градацией физическими телами, начиная от Брахмы, Праны (Ваю), Шеши, Гаруды, Шивы и прочих.
10. Всемогущий Господь принял множество образов будучи Единым. Сначала Он принял 5 образов (Нараяна, Васудэва, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха), потом еще 12 образов (начиная от Кешавы и остальных), потом ещё 12 образов (начиная с Санкаршаны и остальных), потом ещё 10 образов (Матсья, Курма и остальные), потом еще 100 образов (начиная с Нараяны и остальных), потом еще 1000 образов и еще образы пара (18 диджитов) и наконец бесчисленное число образов. Все эти образы (рупы, аватары) равны, всемогущи, исполнены всех превосходных атрибутов и лишены каких-либо недостатков.
11. Эти образы (рупы, аватары) исполнены превосходных качеств и полностью лишены недостатков физического тела и выше трех гун. Его Личный Образ имеет голову, руки, ноги, туловище и состоит из чистого Блаженства (Счастья) и Абсолютного Знания. Он – самовластен и все Его образы (рупы, аватары) тождественны (равны) друг другу по качествам.
12. У этого Высшего, Вечного Существа нет ни начала, ни конца в отношении времени, пространства и качеств. Он не растёт и не подвергается распаду. Не было никого подобного Ему и никогда не будет. Кто может быть выше Вишну, который превосходит даже Лакшми?
13. Он – всезнающий, всемогущий, сама сущность Его – это Целостность, Знание, Могущество и Блаженство. Он – Верховный Господь всего сущего. Управляющие вселенной — Лакшми, Брахма и Рудра (Шива), Без Его воли не способны ничего сделать.
14. Мукхья-Прана – Его образ, подобен Ему по качествам. Шеша, Рудра и Гаруда – образы Мукхья-Праны. Индра и Кама – образы Рудры и Гаруды. Сурья, Сома, Марута – образы Камы и Индры. Риши по своим качествам стоят ниже, чем Сома, Сурья в сто раз.
15. Ниже Вишну первой стоит Лакшми. Она превосходит Брахму и Мукхья-Прану. Ниже идут Сарасвати и Бхарати, которые превосходят Рудру. Ума (Парвати) и Супарни — образы Сарасвати. Шачи и прочие — образы Умы и Супарни.
16. Божества мужского рода превосходят свои шакти в сто, десять и пятнадцать раз. Число сто имеет значение множества, поэтому нет противоречия в утверждениях различных шрути о градации джив.
17. Поскольку высшие и низшие образы (сварупы) – это сама их природа, эти образы — вечны сохраняются и в состоянии Освобождения (Мукти). Слова «десять», «сто», «тысяча» используются в неопределенном смысле и указывает на превосходство.
18. Итак, есть дживы, возглавляемые Ваю, достойные освобождения, есть дживы, вечно пребывающие в самсаре и есть дживы, обреченные на вечный ад. Это вечное и неизменное правило. До тех пор, пока садхана не завершена, дживы пребывают во вселенной.
19. Число джив бесконечно, поэтому процесс садханы длится вечно и вселенная никогда не исчезнет, и пребудет во все времена.
20. Высочайший, мудрейший Господь Нараяна не подлежит полному познанию, даже если все великие боги (дэвы) будут вечно размышлять о Нём своими умами, усиленными знанием всех Вед.
21. Равенства с Ним не может достичь даже великий Брахма, даже великая освобожденная душа. Какое же может быть тождество вечно-зависимой дживы с Тем, чьё Тело вечно и самовластно, кто превосходит даже Лакшми?
22. Разъяснение всего, что касается Нараяны было совершено самим Нараяной в образе Ведавьясы, который разделил все Веды и дал им объяснение в «Рамаяне», «Махабхарате», «Панчаратре» и других сад-гамах и Веданта-сутрах.
23. Нет равных Нараяне. «Я-Пурушоттама, превосходящий все дживы и Лакшми». Все дживы подвержены страданиям. Нет различия между частями тела Хари, нет никакого различия между Его Аватарами, между Его атрибутами. Всякий, кто видит такие различия — идёт в кромешную тьму.
24. Все дживы – лишь Его отражения и отличны от Него. Даже освобожденные души не имеют могущества, как у Него. «О, Господь, тело Твое состоит из шести бхаг –(аишварья и прочие — Бхагаван), оно – суть само Знание и полностью лишено всяких недостатков и влияния трех гун! Ты превосходишь время и пространство! Никто не может достичь Твоего Величия!
25. О, Господь, даже Лакшми, Брахма и Рудра не могут постичь величие твоих атрибутов! Как же могут Тебя постичь другие? Великое множество освобожденных душ (джив) наслаждаются лишь частью сотой части Твоего блаженства!
26. Такие разумные существа как Рудра и Павана – это отражения Господа. Павана – отражение Вишну. Рудра – отражение Паваны. Отражение Рудры – Индра. Никто не может выйти из под власти Вишну, даже в состоянии Освобождения.
27. Ни я, ни Брахма, ни великие Риши, ни даже Лакшми не могут в полной мере осознать атрибуты Господа, ни вся вселенная, которая – прибежище всех джив. Кто еще может быть Всевышним и самовластным, кроме Него?
28. Пуруша – не единичная категория, но Пурушоттама — только один. Как джива может быть Господом, если по качествам, по цели, по природе они вечно различны? Как можно принять слова «Я есть Он»?
29. Хари есть Всевышний, и этот мир может быть постигнут только по Его благоволению. Хари – самовластен. Он исполнен всех вечных, неизменных, превосходных качеств. Так говорят Веды и таково учение Вьясы.
30. Четыре Веды, «Махабхарата», «Рамаяна», «Панчаратра» и «Брахма-сутры» свидетельствуют об одном и являются очевидными праманами (доказательствами).
31. Всё, что не противоречит перечисленным шастрам, тоже является достоверным источником знания, но не другое. Всё, что противоречит перечисленным шастрам – недостоверно.
32. Пураны, утверждающие величие и превосходство Вишну – достоверны, как и Панчаратра. Ману-смрити тоже достоверны, если находится в согласии с другими шастрами.
33. Во всех перечисленных шастрах говорится о превосходстве и величии Вишну, поэтому их надлежит изучать, а не что-либо иное.
34. Все другие шастры, которые противоречат перечисленным выше, составлены по велению Хари, ради омрачения и окончательного падения асуров. Поэтому сказанное в этих шастрах следует отвергать.
35. Эти шастры были составлены Шивой. Поучение, этих шастр, если не входят в противоречие сад-агамам и ведут к Вишну, не запрещено.
36. Даже если некоторые тексты входят в противоречие с превосходством Вишну, их следует толковать в смысле превосходства Вишну, ибо это превосходство заявлено во многих шастрах.
37. Несколько Аватаров Вишну явлены с человеческой природой, дабы ввести асуров в заблуждение, ибо в Самом Вишну нет никаких недостатков и пороков.
38-39. Сам Хари, чтобы ввести в заблуждение дайтьев (асуров), якобы являет невежество, боль, ранение, зависимость, привязанность к физическому телу, оставление тела, Своё положение как равное с другими или более низкое.
40-41. Но нет в Нём никаких недостатков. Воистину, Он исполнен превосходных качеств. Он – Верховный Господь, пребывает ли Он в физических телах (как Параматма) или в образе Аватаров. Как такое великое существо может быть тождественно Брахме и другим? Все представленные слова шастры – это вершина учения всех шастр.
42. Всё, что было представлено Самим Вишну в образе Вьясадэвы в Веданта-сутрах и согласных с ними шастрах, надлежит принять.
43-46. Верховный Господь создал Брахма-сутры, чтоб развеять сомнения, создаваемые ложными идеями или ложным пониманием шастр. Поэтому любые идеи должны быть в согласии со смыслом Веданты. Отсутствие недостатков, полнота превосходных качеств, тождество всех образов и аватаров Всевышнего, вечное отличие Господа от дживы, постижение Господа с помощью Вед, полное освобождение посредством знания, градация между дживами даже в состоянии мукти – всё это составляет учение Вед. Всё сказанное в шастрах вопреки этим Истинам, сказано ради введения в заблуждение нечестивых.
47. Поэтому все качества Господа Вишну, указанные в шастрах, должны быть приняты. Об этом Он сам говорит в Бхавишья-пуране.
48-49. «Я совершу обман посредством ложных практик и ложного учения. О, могучий Рудра (Шива), ты создашь ложные писания и создашь полностью ложные и частично истинные учения. Провозгласи в них своё величие и принижай Меня».
50-51. Подобное говорится в Вараха-пуране и в Брахманда-пуране. Качества, образы, духовное тело, свобода от недостатков, градация даже между освобождёнными дживами – все эти Истины рассеивают заблуждение. Противоположные мнения в шастрах высказаны только ради введения в заблуждение нечестивых.
52-55. Только Вишну — верховный Господь! Апарокша-гьяна (видение, лицезрение Бхагавана, когда Всевышний позволяет Себя увидеть) ведет к освобождению. Таково согласное мнение всех шастр. Противоположные мнения – ради заблуждения асуров. Возможность освобождения без знания, моё (Шивы) равенство с Вишну, обретение знания только после совершения паломничества, моё превосходство над Вишну, тождество наших джив и освобожденных джив с Вишну – все эти учения ложны. О, мой сын, они существуют ради введения в заблуждение нечестивых и ничего другого.
56-57. Даже в Падма-пуране, которая относится к Шиве, самим Шивой сказано его супруге Уме (Парвати), что ему поведал сам Хари: «О, Шамбху, во всех моих аватарах в образе человека, начиная от Двапара-юги, Я буду всегда служить тебе и искать от тебя благословения.
58. Отврати от Меня людей, написав различные книги, в которых ты будешь прославлен. Спрячь Меня так, чтобы недостойные души, следуя садхане, установленной для одной юги ради восшествия в рай, в следующей юге отправлялись в ад».
59. Ни в одной из шастр, касающихся Вишну, не сказано, что есть существо, превосходящее Вишну. Даже в шастрах, не имеющих отношения к Вишну, говорится о Его превосходстве.
60. Нужно принимать слова Веды, как свободные от человеческих недостатков, а они всего говорят о величии Вишну.
61. «Поднесением жертвы Вишну, который проливает милость на Своих бхакт, чьё главное свойство – радость, Рудра достиг своего положения. О, Ашвины, вы своим подношением жертв, достигли особого положения».
62. «О, Рудра, прославь вечно юного и грозного Нарасимху, прославляемого в Ведах и решительно настроенного убить всех порочных людей». «Кого Я избираю быть Рудрой, Брахмой или Риши, те ими и становятся».
63. «В самом начале лишь Нараяна был, а не Брахма и Шанкара (Шива). До сотворения вселенной лишь Васудэва существовал, а не Брахма и Шанкара».
64. «Когда джива видит золотого Пурушу (Вишну), исполненного шести превосходств, Творца вселенной и Отца Брахмы, с помощью апарокша-гьяны она избавляется от всех последствий своих грехов и праведных поступков, становится неподверженной влиянию будущих дел (карме) и достигает подобия с Вишну».
65. «Тот, кто увидит Господа в пространстве собственного сердца, достигнет исполнения всех своих желаний, вместе с Брахмой».
66. «Я провозглашаю все дела Всевышнего Господа Истинными. Следуя примеру Индры, который прославлял Господа, вишвадэвы достигли желаемого».
67. «Все, что сотворил Хари – Истинно, а не иллюзорно. Желаемое было обретено Индрой после поражения от Бали. Величие Его – Истинно. Ради достижения большего, я прославляю Его во время всех жертвоприношений, совершаемых брахманами».
68-71. Все атрибуты Господа — Истинны. Различие между Господом и дживами – истинно. Различие между дживами – истинно. Этот мир имен и форм – истинен. Нереально лишь различие между Господом и Его качествами и деяниями, между аватарами Господа, между частями тела Господа. Весь этот мир состоит из пяти видов различий: 1) различия между Господом и дживами; 2) различия между дживами; 3) различия между Господом и пракрити (материя); 4) различия в самой пракрити; 5) различия между дживой и пракрити. Все эти пять видов различия вечны и относятся ко всем состояниям. Ни различия, ни градация джив даже между мукта-дживами (освобождённые души) никогда не исчезает.
72-76. Владыки людей, манушья-гандхарвы, дэва-гандхарвы, питри, чира-питри, аджаджа-дэвы, карма-дэвы, Дакша, Индра, Сарасвати и Ваю – каждый последующий класс живых существ превосходит своими качествами предыдущий в сотню раз. Ваю и Брахма – равны. Также Рудра и Гаруда – равны. Рудра и Шеша тоже равны. Ваю превосходит всех джив, даже достигших освобождения. Лакшми превосходит Ваю по своим качествам в тысячу раз. Вишну превосходит Лакшми в бесчисленное число раз. Нет никого равного Ему. О превосходстве Вишну провозглашается во многих Веда-ваках. Кришна-Аватар в Бхагавад-Гите подтверждает сказанное в Ведах о Вишну словами «Тот, кто знает Меня как Всевышнего…». Ведавьяса в Своих сутрах подтвердил, что необходимо медитировать на Вишну, как на «обладающего превосходными качествами..».
77-78. И освобождение может быть достигнуто только по Его милости, но ни кого иного. Ни силой разума, ни изучением Вед, ни аскезой Его невозможно достичь. Он доступен лишь для тех, кого Он сам избрал, за их знание о Его Величестве. Для таких избранных открыт не только Он, но истинная природа их душ.
79-80. Только Вишну — истинный податель Освобождения, также Лакшми и Ваю по Его воле. Мукти, Знание, Блаженство достигаются более низкими классами живых существ только по милости высших классов в соответствии с градацией (иерархией). Хари – управитель всех и все дживы – под Его властью.
81. Поэтому надлежит понять градацию джив и превосходство Хари над всем. Невозможно ни при каких условиях достичь мукти (освобождение) без такого понимания.
82-85. Мукти можно достичь только, если есть понимание пятисоставного различия, Единства Вишну и Его частей Тела, атрибутов и аватаров, Его безизъянности и обладания полнотой превосходных качеств. Мукти возможно для дживы лишь тогда, когда есть понимание, кто есть Аватара Господа, кто не Аватара Господа, кто есть авеша Господа. Мукти доступно лишь для тех, кто знает, что Творение, поддержание мира, его разрушение, знание, невежество, пленение, освобождение и управление всем сущим находятся во власти Вишну. Мукти возможно лишь после изучения Вед, Панчаратры, Итихас и Пуран, в которых прямо провозглашено превосходство Вишну.
86. Бхакти – это непрерывный поток, основанный на Знании Его Величия, который превосходит любовь ко всем (к жене, детям и даже к своей жизни). Мукти возможно только посредством такой бхакти и никак иначе.
87-88. Все дживы делятся на три больших группы: дэвы, люди и демоны (асуры). Среди них, дэвы и лучшие из людей пригодны к мукти. Обычные люди вечно пребывают в самсаре. Низшие среди людей идут в обычный ад (нирая, временный, внутри вселенной), демоны пригодны для вечного ада (андха-тамас — вечный ад находится за пределами вселенной).
89-90. Мукти (освобождение) как и андха-тамас (вечный ад — вне джагата) – вечны и необратимы. Дэвы никогда не попадают в обычный ад или андха-тамас. Подобным образом, асуры никогда и ни при каких условиях не обретают мукти. Обычные люди никогда не попадают в вечный ад и не обретают мукти.
91-92. Асуры непременно попадают в вечный ад (андха-тамас), ибо не желают познать Господа даже если есть возможность общения с Муни. Дэвы достигают освобождения после апарокша-гьяны и продолжительной медитации, присущей их положению.
93-97. Брахма служит Хари, совершая медитацию на все Его гуны, указанные в Ведах. Достойнейшие из людей медитируют на четыре гуны Хари – Его Блаженство, Его Знание, Его Бытие и Его Всемогущество. Каждое достойное живое существо ниже Брахмы, медитирует на меньшее число гун в соответствии с положением. Отдельная группа живых существ именуется Риджу. Эти живые существа достойны занять место Брахмы. Никто не может занять положение Брахмы, кроме Риджу, невзирая на садхану. Поэтому таратамья (иерархия джив) вечна, не имеет начала и конца, и нет никого, кто в неё не включен. Любое живое существо стремящееся занять более высокое положение, чем присуще ему по природе (по сварупу), падает на более низкое положение. Следует служить Вишну в соответствии со своим положением.
98-100. Апарокша-гьяна достигается только продолжительным служением Хари в соответствии с положением каждого, выполнением своих обязанностей, дхарма без желания получить плоды, и никак иначе. Таков порядок Хари и никто не может преступить этот порядок. Сам Хари следует порядку, который сам установил для Себя. Подаяние, аскезы, жертвоприношения, паломничества лишь вспомогательные средства в служении Хари. Мукти достигается только посредством бхакти.
101. Все это содержится в Бхавишья-пуране и было уже процитировано ранее.
102-104. В Шрути сказано, что Всемогущий Хари, всё держащий под своей властью, подвергает наказанию асуров и спасает дэвов, даруя им освобождение. Он отвергает тех, кто стремиться занять неподобающее для себя место. Он – правитель асуров и дэвов, Он держит в самсаре (цикл перерождений) обычных людей и тех, чье основное свойство – раджас (страсть). Всемогущий Хари всегда противостоит асурам и дружественно расположен к дэвам. Не познавших Хари и живущих животной жизнью Он ввергает в ад или в бесконечное пребывание в самсаре. Тот, кто постигает Его, как Он описан в Пуруша-сукте, становится бессмертным. Познавший Хари, преодолевает самсару. Нет другого пути к освобождению.
105. Благодаря высшему бхакти, качества дэвов, гуру или мудрецов обретают особое величие.
106. Все благочестивые деяния лишь дополняют бхакти. Путь освобождения только один – бхакти. Бхакти позволяет раскрыть, осуществить вечное, внутренне блаженство дживы.
107. Бхакти – это непрерывный поток любви к Хари, основанный на знании Его превосходства. Такое бхакти есть садхана.
108. «О, Хари! Даже выполнив все предписания Вед, без бхакти человек вечно пребудет в аду. Если есть бхакти, это спасет от расплаты даже убийцу брахмана».
109. «О, Ачьюта (Имя Вишну)! Даже греховное действие становится дхармом, если есть бхакти. Благочестивый поступок без бхакти становится греховным».
110 «О, Арджуна, покоритель врагов! Познать этот вселенский образ, обрести истинное знание, обрести спасение можно только посредством неизменной бхакти».
111. Дайтьи (асуры) – вечные ненавистники Вишну. Когда их ненависть достигает высшей точки, они ввергаются в кромешный, вечный ад. В этом нет сомнения.
112. Ненавистники Вишну вечно ощущают всю полноту страданий, в которых нет ни малейшего намека на счастье.
113-116. Утверждения о тождестве (равенстве) дживы и Вишну; Утверждения об отсутствии у Него гун (бескачественный или безличный); Утверждения о равенстве с Вишну или превосходстве над Ним других джив; Видение различий между Образами (Аватарами) Вишну, между Его сущностью и Его атрибутами; Непризнание Его Аватаров; Ненависть к Его бхактам; Презрение к праманам, в которых провозглашается Его Величие — всё это проявления ненависти к Вишну! Бхакти без всех этих недостатков – чистое бхакти. Бхакти дэвов не имеет начала и по мере развития приводит к апарокша-гьяне. Апарокша-гьяна становится причиной мукти. Бхакти остается после обретения мукти, как блаженство самой природы дживы.
117-119. Как белое неотрывно ассоциируется с образом коровы, так бхакти всегда связано с блаженством и знанием. Только с помощью бхакти можно угодить Вишну. Только Он может даровать мукти и бхакти – причина мукти. Бхакти различных джив – причина градации. Бхакти основано на внутренних достоинствах дживы, поэтому не имеет начала.
120-121. Низшие из людей всегда имеют ненависть к Вишну, воистину, они тоже вечно ввержены в страдания. Средний класс людей испытывает сомнения в превосходстве Хари, поэтому вечно пребывает в самсаре, где испытывает счастье и горе. Высшие среди людей всегда имеют бхакти к Хари.
122. Бхакти Брахмы превосходит бхакти всех иных, поэтому он — высший среди всех живых существ. Так говорится во многих пуранах.
123-126. Тот, чей рост 96 перстов, имеет сажень в размахе рук, чей шаг равен 7 ступням или 4 локтям, имеет 32 благоприятных качества в своем физическом теле, изжил все сомнения и разрешает сомнения других – тот воистину является Гуру, так заявлено великими Риши. Брахма — джагад-гуру (Брахма — первый гуру для вселенной) для всех и на все времена. Все последующие по градации гуру – ниже Брахмы по качествам. Обычные люди – нитья-самсарины, имеют равное количество положительных и отрицательных качеств. Асур Кали полностью исполнен отрицательными качествами (не путайте Асура Кали с богиней Кали, Асур Кали — высший среди асуров).
127-131. Все благословения истинного гуру, данные от всего сердца его ученикам, вне всяких сомнений, исполнятся. Хари, непостижимый в Своей сущности, входит в гуру и дарует ученикам мукти. Благословение данное не от всего сердца, не исполнится. Поэтому, надлежит всегда почитать гуру. Так утверждает Панчаратра и Пураны. Когда человек непосредственно увидит Хари, все его прошлые грехи сгорят, а будущие не возымеют на него действия.
132-133. Мокша – это видение Хари в меру собственной природы дживы. Об этом сказано в Бхавишья-пуране и в Брахма-сутрах. Шрути, которое начинается с «тадйатха..» говорит о том же.
134-135. Освобожденные дживы входят в дэвов, дэвы входят в Индру, Индра – в Шанкару (Шива), Шанкара – в Брахму, Брахма – в Хари. Все освобожденные души не имеют недостатков, не подвергаются страданиям, получают всё что пожелают.
136-138. Подобно и асуры, начиная от низших людей до Кали, превосходят друг друга в страдании. Кали – испытывает всю полноту страдания. Среди асуров есть класс джив, подобных классу Риджу. Они занимают место Кали. Есть другие группы джив, которые занимают места других сильных асуров. Брахма- наивысшее существо среди джив и превосходит всех своими качествами. И после освобождения – он остается наивысшим среди освобожденных и Хари – его вечная опора.
139-140. Все эти Истины собраны из Риг, Яджур, Сама, Атхарва Вед, Панчаратры, Итихас и Пуран, мною – мудрецом Ананда Тиртхой, которого еще называют Пурна-прагья, по повелению и по милости Самого Вишну в Образе Ведавьясы.
141. По велению Вишну, высший смысл всех шастр изложен мною (Мадхвой), дабы достойные дживы посредством этого Знания могли достичь Его.
Так завершается первая глава.
Комментарий: Во вселенной нет ни у кого полного знания Сад-Агам (знаний ведущих к мукти) эти знания в полном объеме есть только у Брахмы. Прāна (Ваю) — это уровень Брахмы. Мадхва — это аватар Прāны, именно поэтому он дал полную картину мира согласно всем Ведам и всем Пуранам. Именно поэтому он победил все философские школы. Оставил не только боле 40 научных трудов по Веданте, но и дал грамматический разбор слов и их толкований, чтобы не было искажений его трудов. Татвавāд — знание о истинной реальности выраженной в звуке Вед, ученье Мадхвачарьи. Татвавāд — это дар от гуру вселенной, достойным дживам вместить это знание, и дар знания, являющегося путем к мукти.
Источник
3 total views, 3 views today
Метки: Махабхарата, Рамаяна
Оставить комментарий
Источник welemudr.ru
По теме:
Ракета «Орешник»: противостояние в открытую. Новый выпуск передачи «Международное обозрение»
Размышления на пути к победе
За мир через силу?
Прощальный дивертисмент Джо Байдена
Блокбастер про Трампа: подбор действующих лиц
Фактор Украины в развитии военно-промышленного комплекса Евросоюза
Ответственность Запада? Нейтрализация Украины?
Откуда есть пошла русская внешнеполитическая культура || Итоги Лектория СВОП
Кадровая геополитика. Эфир передачи «Международное обозрение» от 15.11.2024 г.
Германия: растворение будущего спустя 35 лет после падения Стены || Подкаст «Мировой факультет»