«И декабря, государь, в 4 день не дошел до Темникова за 2 версты, встретили нас, холопов твоих, города Темникова протопоп, приходских церквей священники, дьяконы и темниковских чинов люди, привели к нам, холопам твоим, Темниковского уезду попа Савву да с ним разных, деревень крестьян 18 чел., которые с ворами были вместе против твоих, великого государя, ратных людей, на боях бились и бунты заводили, и домы грабили…
Да привели вора и еретика старицу, да принесли с нею воровские заговорные письма и коренья. Старица в расспросе и с пытки сказалась — Аленою зовут, родиною-де, государь, она города Арзамаса, Выездной слободы, крестьянская дочь и была замужем той слободы за крестьянином и как-де муж ее умер, и она постриглась. Призналась, что ходила на воровство и людей забирала с собою… и стояла в Темникове на воеводском дворе с атаманом Федькою Сидоровым. И мы, холопы твои, того притворного попа и крестьян велели казнить смертью, повесить около Темникова, а старицу, ее воровские письма и коренья сжечь в струбе,— доносил царю Алексею Михайловичу воевода Юрий Долгорукий.
Шла тогда #Крестьянская война (1667— 1671 гг.) под предводительством Степана Разина. Старица Алена, о которой говорилось в послании царю, была одним из талантливых крестьянских вожаков. Она командовала крупнейшим отрядом. Семь тысяч мужиков беспрекословно выполняли волю своего боевого атамана. Алене не было и 30, когда она возглавила отряд.
…Выездная слобода, что под городом Арзамасом, была основана казаками во время похода Ивана Грозного на Казань (1552 г.). Позднее она принадлежала боярину Салтыкову.
Свободолюбивый дух предков — вольных казаков — не давал крепостным безропотно гнуть спину на боярина. Так и не смирились они до конца со своей долею.
Вот в этой-то слободе и родилась Алена. Мать и отец— крепостные — конюх Иван и скотница Дарья. Крестили ее в местной мордовской церкви и имя дали подходящее, словно предвидели ее судьбу,— #Алена (в переводе на мордовский — факел).
В поместье Салтыкова разводили лошадей для армии. Алена, подрастая, целыми днями пропадала вместе с отцом на конюшне, научилась ездить верхом, метко стрелять из лука, не хуже любого мальчишки.
Салтыков — старый кавалерист— гордился своими скакунами и наездниками, особенно Аленкой-атаманом, так все называли его любимицу.
Надумал Салтыков выдать Алену замуж за своего писаря Алексея. Может, думал, остепенится девка, не будет напоминать о вольной. Правда, больной был жених-то: чахотка съедала. Но добрый и грамоту знал… Слово барина — закон. Сыграли свадьбу.
Дружно жили молодые. Алексей научил Алену читать и писать. И дивился, и радовался ее успехам: в монастыре он обучался этому три года, ей же хватило одного.
Прошло два года и… Алена овдовела. После смерти мужа ушла она в #монастырь Алексеевской женской общины. Алену определили послушницей к пожилой монашке — матери Орине— собирать и изучать лекарственные травы. Со временем она должна была стать лекаркой. И тут Алена оказалась способной ученицей. Через год уже сама лечила прихожан. И лечила хорошо, будто всю жизнь только этим и занималась. Но среди ее больных не было бедняков: крепостным нечем было платить за лечение монастырю.
…Пришло тревожное лето #1670 года. В Арзамас дошли слухи о восставших казаках и крестьянах на Дону и в низовьях Волги. Все, кто с ужасом, а кто с надеждой, ожидали прихода войска Степана Разина.
Знали об этом и в монастыре, Поэтому не очень-то удивилась Алена, когда однажды, собирая в лесу травы, встретила незнакомого вооруженного конника. Долго изучающе смотрели друг на друга. Незнакомец интуитивно почувствовал внутреннюю силу этой женщины в черной монашеской одежде. Поверил ей.
— Слушай, сестра,— сказал он.— Если я тебе дам написанный лист, кто тебе его будет читать?
— Я,— твердо ответила Алена.
Придя в келью, она тайком несколько раз перечитала обращение Разина к народу… Встречи с лесными людьми продолжались. Алена носила им еду, слушала рассказы о их нелегкой жизни. Эти люди, с их бедами и надеждами, были близки Алене. И она решила остаться с ними…
В лесах много скрывалось и местных беглых — знакомых Алене. Из них она организовала отряд. Вначале в нем было около 300 человек. Нападали они на богатые поместья. После их разгрома Алена собирала крестьян на площади, читала обращение к ним Разина, уничтожала все долговые расписки и объявляла всех вольными. А после суд народа выносил приговор: за жестокость и бесчеловечное обращение с крепостными помещика и старосту предать смерти. И здесь же, на площади, приговор приводили в исполнение.
В отряд вливались все новые и новые силы. По соседству сражались #казаки , возглавляемые опытным атаманом Федором Сидоровым. С тех времен и до сих пор живут, здесь названия: Федоровский овраг, Боевое…
…После победы у Боевого Алена со своим отрядом продвигалась к городу Темникову. Помещики с семьями бежали из него под защиту в Арзамас. Арзамасский воевода Леонтий Шайсупов писал царю: «…В нынешнем, государь , сентябре стольники, стряпчие, дворяне и дети боярские… прибежали, государь, в Арзамас к нам в осаду, их именья и домы воровские люди разоряют и пожигают, а их всех убивают. Государь, воры, #мордва , черемисы и другие идут к Арзамасу близко».
В Темникове, куда вошла Алена без боя, были литейный заводик и кузни. Повстанцы отлили здесь себе пушки. Кузнецы без отдыха ковали шашки, пики, кинжалы…
Царь приказал организовать в Арзамасе главный штаб по борьбе с разинцами. Послал туда Юрия Долгорукого с войском. Но не так-то просто было справиться с восставшим народом. Разинцы перекрыли все дороги, нападали внезапно.
Алена отправила в Москву попа Пимена, который перешел к ней в отряд,— узнать, много ли у царя войска и каково настроение народа. Пимен разузнал, что ратных людей в Москве немного, народ ждет Степана Тимофеевича. А #царь его боится: выехал из Москвы в Коломное.
После этого Алена направляет своих лазутчиков к Разину. Советует ему не задерживаться у Симбирска, перейти Волгу, уничтожить флот и через реку Муром идти на Москву. «Москва всех городов стоит. Мы в здешних лесах и болотах поколотим царские войска».
К началу декабря 1670 года крупным разинским центром Приочья оставался город Темников . Долгорукий повел туда свои войска — рейторки. Бой начался утром и продолжался до обеда. Долгорукий вынужден был отступить.
Войска Алены одержали очередную победу, но у них не было сил преследовать- своих врагов. Алена с охраной поскакала в город. Неожиданно их окружил #отряд заговорщиков…
Атаман Алена Арзамасская
На окраине Темникова был построен специальный сруб для сожжения Алены. Перед смертью она по русскому обычаю осенила себя, отстранила руку палача, который должен был толкнуть ее в #костер , и спокойно вошла в пламя. Она была готова и к такому концу. Если не #свобода , то лучше смерть.
Оригинал статьи размещен в сентябрьском номере журнала Уральский следопыт за 1987 год
http://www.uralstalker.com/uarch/us/1987/9/
2 total views, 2 views today
Метки: Алена, Арзамасская, атаман
Оставить комментарий
Источник welemudr.ru
По теме:
Стратегические вопросы на поле боя. Эфир передачи «Международное обозрение» от 22.11.2024 г.
Расчёт окончен? Нет, всё только начинается! || Подкаст «Мировой факультет»
Ракета «Орешник»: противостояние в открытую. Новый выпуск передачи «Международное обозрение»
Размышления на пути к победе
За мир через силу?
Прощальный дивертисмент Джо Байдена
Блокбастер про Трампа: подбор действующих лиц
Фактор Украины в развитии военно-промышленного комплекса Евросоюза
Ответственность Запада? Нейтрализация Украины?
Откуда есть пошла русская внешнеполитическая культура || Итоги Лектория СВОП