Звездный щит: как NASA планирует затмить звезды

Spread the love

Звезды порой излучают так много света, что телескопы не могут разглядеть за ним отдаленные уголки космоса. Инженеры NASA хотят решить проблему светового «загрязнения» с помощью футуристического корабля-щита.

Изучать глубокий космос сложно. Мало того, что все объекты и области отстоят от Земли на огромные расстояния, так еще и пристальному взгляду телескопа постоянно что-то мешает. К примеру, многие звезды излучают так много света, что за ним совершенно невозможно разглядеть отдаленные области — по крайней мере, с орбиты нашей планеты.

Вот почему инженеры NASA JPL запустили проект Starshade, который сможет блокировать звездный свет и тем самым облегчит дальнейшие исследования. Пока что он существует лишь на бумаге. Идея сама по себе крайне амбициозная и предполагающее участие не одного, а целых двух космических кораблей. Один будет нести на себе телескоп, второй — специальный «звездный щит», предохраняющий аппарат от светового излучения. Для эффективной работы щиту придется преодолеть примерно 40 000 км — огромное по современным меркам расстояние.

«Сложно представить себе такое колоссальное расстояние. Если звездный щит уменьшить до размеров подстаканника, а телескоп до размеров ластика, то друг от друга их отделяло бы примерно 160 километров. А теперь представьте себе, что оба этих объекта свободно плавают в космосе. На них постоянно воздействуют силы притяжения прочих объектов, разные по мощности. Наша задача заключается в том, чтобы со всеми этими рывками и отклонениями выравнивать курс с точностью до 2 миллиметров», поясняет инженер JPL Майкл Боттом.

[embedded content]

Как только все условия будут соблюдены, Starshade раскроется подобно цветку и расправит искусственные «лепестки». Они будут блокировать свет далеких звезд и позволят телескопу сфокусироваться на близлежащих планетах без риска получить «зашумленную» светом картинку. Идея этой системы была предложена еще в 1960-х, когда исследователи лишь в теории разрабатывали варианты для изучения отдаленных регионов космоса в будущем. С тех пор наука проделала немало удивительных экспериментов и открытий, а ученые обнаружили сотни экзопланет благодаря лишь стандартному набору методов блокировки звездного излучения.

[embedded content]

Но NASA хочет двигаться дальше, а потому надеется совместить программу Starshade с широкоугольным инфракрасным обзорным телескопом (WFIRST), диаметр основной линзы которого составляет 2,4 метра. Агентство планирует запустить его на орбиту в середине 2020-х годов. В WFIRST будет встроено собственное устройство блокировки звездного света, известное как коронограф. Хоть в настоящее время технологии и существуют раздельно, Боттом работает над алгоритмами, которые позволили бы WFIRST обнаруживать отклонения от курса и самостоятельно корректировать их.

Spread the love