Загадка Господина Нет

Наши представления о фигурах такого масштаба, как Громыко, сформированы не только официальной хроникой и биографами, но и личными впечатлениями.

Когда я работал в Сосновской средней школе № 1 Любанского района Минской области, мне довелось познакомиться с заслуженным ветеринарным врачом БССР Николаем Захаровичем Ковалевским. Он вспоминал: «Я учился с Громыко в Староборисовском сельскохозяйственном техникуме. Это было в 1929–1931 годах. Каким запомнился Андрей Громыко? Не любил шумных компаний. Был совершенно равнодушен к спиртному. Не курил. По утрам несколько раз переплывал Березину. Был скромен и неприхотлив в быту. Когда с однокашниками приходил в тир, поражал их удивительной меткостью стрельбы. Буквально проглатывал книги. Обладал фотографической памятью. После каждой прочитанной книги мог воспроизвести любой фрагмент. В группе слыл палочкой-выручалочкой. Когда одногруппники на занятиях плавали, отдувался за всех. Мысль всегда опережала слово. Предельно внимательно слушал любого собеседника. Продумывал каждое слово в ответ. У него всегда было серьезное выражение лица. Не помню, чтобы он рассказывал какие-то анекдоты. Очень активно интересовался международными проблемами. Мы ему говорили: «Андрей, может, ты не туда пошел?».

Громыко прекрасно понимал, что спор между Исламабадом и Дели вокруг Кашмира достиг точки кипения и страны на волоске от войны

«Туда» привела судьба. Громыко стал одним из творцов мировой истории XX века. Он сыграл существенную роль в появлении решений и соглашений, которые органически встраивались в глобальную архитектуру, позволили так ее переформатировать, чтобы она в большей степени отвечала вызовам времени. Это прежде всего договоры о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (подписан 5 августа 1963 года) и о нераспространении ядерного оружия (1 июля 1968 года).

Весомым был и вклад главного советского дипломата в строительство европейского дома. Путь к Хельсинки-75 начался в Москве 12 августа 1970 года. В этот день предcовмина Алексей Косыгин, Андрей Громыко, канцлер Вилли Брандт и министр иностранных дел ФРГ Вальтер Шеель подписали Московский договор. Каждая запятая в этом документе по многу раз прокручивалась в голове руководителя советского внешнеполитического ведомства. Приложив титанические усилия, Громыко добился того, что была прописана незыблемость послевоенных европейских границ, включая польско-германскую по Одеру – Нейсе. Второй шаг на пути к Хельсинки – Варшавский договор, третий – Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, четвертый и пятый – документы об основах отношений ФРГ с ГДР и ЧССР. Во многом это победы главы советского МИДа.

В 1966 году Косыгину и Громыко удалось усадить за стол переговоров первых лиц Индии и Пакистана. Саммит проходил в Ташкенте. Спор Дели с Исламабадом вокруг Кашмира достиг точки кипения и страны на волоске от войны, Громыко это прекрасно понимал. Он работал с представителями каждой из сторон индивидуально, и в конце концов было найдено компромиссное решение. В 1973-м Громыко внес большой вклад в итоговое решение Парижской конференции, прекратившее войну во Вьетнаме.

Министром иностранных дел СССР он стал через 18 лет после поступления на дипломатическую службу. Что наиболее существенно в этом отрезке карьеры? Активное участие в Ялтинской и Потсдамской конференциях, заложивших основы послевоенного миропорядка. Выдающееся выступление в Организации Объединенных Наций 29 ноября 1947 года сыграло ключевую роль в принятии Генеральной Ассамблеей резолюции, в которой был прописан план раздела Палестины. Да и сама ООН была образована при участии Андрея Андреевича. Будучи чрезвычайным и полномочным послом в США, он ставил свой автограф под Уставом организации. Кстати, возглавляя советские дипмиссии в Соединенных Штатах и Великобритании, он добился существенного роста товарооборота.

В чем были минусы Громыко? Он явно недооценивал африканский и латиноамериканский векторы внешней политики. Находясь на посту министра иностранных дел 28 лет 4 месяца и 17 дней, не посетил ни одной страны Черного континента, в Латинскую Америку летал только на Кубу.

И все же даже в ошибках им двигало стремление служить Отечеству. Данное на Западе прозвище Господин Нет Громыко понимал так: «Нет предательству национальных интересов». 2 июля 1985 года на смену придет Шеварднадзе – Господин Да. Его игра с Западом в поддавки во многом предопределила исчезновение СССР с карты мира.

Нельзя не сказать о школе Громыко. Ее прошли многие видные дипломаты. Сергей Лавров уже 15 лет возглавляет российский МИД. Юрий Ушаков в 1998–2008 годах служил чрезвычайным и полномочным послом Российской Федерации в США. Владимир Сенько был министром иностранных дел Республики Беларусь в 1994–1997-м. Касым-Жомарт Токаев возглавлял казахстанское внешнеполитическое ведомство в 1994–1999, 2002–2007 годах, сейчас – глава государства. Перечень можно продолжить. Это наследие Громыко, представляющее высшую ценность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *