Найдена экзопланета с крайне вытянутой орбитой

Команда американских исследователей объявила об обнаружении экзопланеты, получившей обозначение HR 5183 b. Она обращается вокруг звезды в созвездии Девы, находящейся на расстоянии 102 световых лет от Солнца. Открытие было сделано при помощи метода радиальных скоростей.

HR 5183 b обладает одной из самых необычных орбит среди всех известных экзопланет. Она отличается очень большим эксцентриситетом. Если наложить орбиту HR 5183 b на схему Солнечной системы, то ее перигелий проходил бы внутри Главного астероидного пояса, а афелий лежал за орбитой Нептуна. Экзопланета совершает один оборот вокруг звезды за 77 лет.

По словам исследователей, орбита HR 5183 b скорее напоминает кометную. Конечно, раньше ученые уже находили экзопланеты с весьма вытянутыми орбитами. Однако всех их объединяет то, что перицентры их орбит проходят на очень небольшом расстоянии от родительских звезд. HR 5183 b же никогда не приближается к своему светилу на дистанцию менее 2 а. е. К этому стоит добавить, что масса экзопланеты как минимум в три раза превышает массу Юпитера.

По мнению астрономов, разгадку секрета экзопланеты нужно искать в прошлом системы. Скорее всего, раньше орбита HR 5183 b была близка к круговой, и у нее имелся сопоставимый по массе сосед. Однако, постепенно накапливавшиеся гравитационные возмущения привели к тому, что обе экзопланеты пережили близкую встречу. Она привела к весьма драматичным последствиям. HR 5183 b перешла на весьма вытянутую орбиту, в то время как ее неудачливый сосед оказался навсегда выброшен за пределы звездной системы.