Искусственный интеллект уже скоро разовьется до уровня интеллекта мышей или собак, что ставит перед обществом этическую проблему.
Пришло время задуматься, заслуживает ли искусственный интеллект той этической защиты, которую общество предоставляет животным, и при каких условиях он ее должен получить, призывает издание Aeon. Эту проблему следует решить до того, как мы создадим ИИ, равный человеческому или превосходящий его.
В мире уже существует множество сообществ и комитетов, следящих за тем, чтобы животные не умерщвлялись без необходимости и не подвергались чрезмерным страданиям. Если же во время исследований используются человеческие стволовые клетки или клетки человеческого мозга, то требования к этике оказываются еще более строгими. Этическая сторона использования искусственного интеллекта пока никак не изучается и уж тем более не контролируется. Возможно, так и должно быть.
Можно предположить, что ИИ не заслуживает той этической защиты, которая предоставляется людям и животным, из-за отсутствия у него сознания и эмоций, наподобие радости или страданий. Пожалуй. Но тогда перед нами встает сложный философский вопрос: как мы узнаем, что создали нечто, способное испытывать радость и страдания? Если ИИ достаточно развит, чтобы жаловаться и защищать свои права, — это одно дело. Но что если он будет подобен интеллекту мыши или собаки и не сможет поведать о своих переживаниях?
Здесь возникает проблема, так как в науке пока не пришли к консенсусу, что такое сознание и как определять, присутствует оно или нет. Есть мнение, что для существования сознания требуется лишь определенный тип хорошо организованной обработки информации: гибкая информационная модель системы по отношению к объектам в ее среде, с управляемыми возможностями внимания и длительным планированием действий. Возможно, люди уже в ближайшее время создадут нечто подобное. Согласно другой более консервативной точке зрения, сознанию могут потребоваться очень специфические биологические особенности, такие как мозг, похожий на мозг млекопитающего. До такого уровня искусственного сознания нам еще далеко.
Непонятно, какое из этих представлений верно, и не появится ли в ближайшее время нового определения сознания. Однако, если первая точка зрения верна, мы можем вскоре создать множество нечеловеческих ИИ, которым потребуется защита прав.
Права животных и людей начали защищать только после того, как в их отношении были зафиксированы серьезные этические нарушения — ненужные вивисекции, нацистские медицинские военные преступления, а также исследования сифилиса в городе Таскиги (США), где здоровых людей заражали этой болезнью. Возможно, нечто подобное произойдет и в области защиты прав ИИ.
Оригинал earth-chronicles.ru