На право первооткрывателя Антарктиды претендует Эстония

Всероссийская конференция в Московской государственной академии водного транспорта, посвященная 200-летию открытия Антарктиды, стала поводом для критического осмысления присутствия России на ледовом континенте.

«Знаменательная дата не только обращение к героическому прошлому нашей страны, но и импульс для решения стратегических задач на шестом континенте. Особенно сегодня, когда при нарастании геополитического соперничества и борьбы за природные ресурсы только активная позиция России как страны-первооткрывательницы способна защитить отечественные интересы и позиции в Антарктиде при любом развитии ситуации», – заявил, открывая конференцию, председатель общероссийского Движения поддержки флота (ДПФ) капитан первого ранга Михаил Ненашев.

Россия должна была бы отметить 200-летие открытия Антарктиды комплексной экспедицией 10–12 судов и сделать открытия, которые подтвердили бы особый статус страны

Интерес к Антарктиде в мире растет, однако его подогревают не всегда честными по отношению к России и исторической справедливости методами. Конкуренты и недруги, напомнил Ненашев, и 200 лет назад, и позже, и сейчас или замалчивают открытие Антарктиды русскими мореплавателями, или принижают его значение. Прославленный путешественник Иван Крузенштерн писал: «Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас, она в продолжении краткого времени достанется непременно в удел англичанам или французам». Или эстонцам, которые лишь на том основании, что Фаддей Беллинсгаузен – из остзейских немцев, родился на острове Сааремаа, считают открытие российским капитаном шлюпа «Восток» Антарктиды своим достижением и поводом для национальной гордости.

Обратив внимание на тот факт, что сегодня свое присутствие на Южном полюсе считают необходимым системно укреплять и расширять уже около 50 стран, Михаил Ненашев отметил: «Можно только надеяться, что к середине XXI века, когда истечет срок действия Протокола по охране окружающей среды в Антарктиде, запрещающего там любую деятельность, кроме научной, мировое сообщество найдет достаточно согласия для продления статуса, отводящего шестому континенту уникальную роль международной полярной лаборатории, закрытой для коммерческих и тем более военных проектов».

Врио руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Пошивай считает, что решение о необходимости использования ресурсов белого материка рано или поздно будет принято, и «мы должны быть к этому готовы». Кстати, курсанты ГУМРФ им. адмирала Макарова в эти дни участвуют в кругосветной экспедиции на яхте «Елизавета» и в настоящий момент, как и флотилия больших парусников Росрыболовства, держат курс на Антарктиду.

«Конференция нацелена не только на обсуждение проблем двухвековой истории, но и на осмысление этого крупнейшего научного и геополитического события, на обеспечение устойчивого развития будущего России как великой океанской державы», – подчеркнул замминистра транспорта РФ Юрий Цветков. История показывает, что «крупные успехи приходят к России зачастую не благодаря, а вопреки базовым условиям и обстоятельствам, когда отсутствие денег на реализацию проекта в нашей традиции не основание для уныния, а лишь повод для поиска иных, оригинальных решений».

На право первооткрывателя Антарктиды претендует Эстония
Фото: google.com

Кругосветная экспедиция на шлюпах «Восток» и «Мирный» заведомо не преследовала коммерческих целей и стала своеобразным национальным проектом того времени. Еще не оправившаяся от наполеоновского разорения страна ставила крупные научные и геополитические цели. Русские моряки с честью выполнили задачу, которую не смогли решить формально более передовые морские державы, промышленно и технологически развитые страны Европы, и такой подход стал своеобразной традицией нашего флота, подчеркнул заместитель министра.

Воздав должное подвигу русских первооткрывателей, директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Борис Кабаков переключил внимание участников конференции на устаревшее оборудование ряда научно-исследовательских судов, что сказывается на качестве работ и безопасности морской деятельности.

Директор Института океанологии им. Ширшова, доктор географических наук Алексей Соков с горечью сообщил, что еще в 2013 году закончилась ФЦП «Мировой океан», в которой был раздел по исследованию Антарктиды. В результате постоянные измерения и комплексные исследования в этом важнейшем регионе прекращены. Шестилетний разрыв, считает ученый, наносит колоссальный ущерб изучению климата, минеральных и экологических ресурсов, ограничивает наше присутствие в Мировом океане, мы рискуем потерять приоритет, закрепленный веками за Россией, будь она империей или Советским Союзом. «Россия должна была бы отметить 200-летие открытия Антарктиды русскими моряками комплексной экспедицией, скажем, 10–12 судов и сделать такие измерения и открытия, которые подтвердили бы особый статус нашей страны в мировой науке как первооткрывателя и одного из крупнейших исследователей Антарктиды». Алексей Соков призвал для предотвращения эрозии российских научных и геополитических позиций в Антарктиде возродить федеральную целевую программу «Мировой океан».

Заслуженный пилот СССР Жорж Шишкин рассказал, как во избежание катастроф уже 15 лет на базе ГосНИИ гражданской авиации пытаются создать летно-методический центр по Арктике и Антарктике, который бы восстановил все программное обеспечение и методику подготовки летчиков-полярников. И несмотря на то, что имеется положительная резолюция президента Владимира Путина, предложение не проходит. Шишкин призвал участников конференции общими усилиями добиться положительного решения вопроса.

«Состоявшийся разговор – ключевой. Движение поддержки флота обязательно изложит все поступившие идеи и предложения в рекомендациях конференции и направит в соответствующие структуры власти, – подытожил Михаил Ненашев. – Мы будем держать на контроле их воплощение, в чем видим свой практический взнос в расцвет России как речной, морской, океанской державы».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *