Если перефразировать известное стихотворение Тютчева на новый (археологический) лад, то получится примерно так: «Нам не дано предугадать, что под лопатой отзовется».
Ибо ученые такие находки спрогнозировать почти не могут. Уж больно древние. Боевые топоры и копья, найденные в Истринском районе, — ровесники пирамиды Хеопса.
Они принадлежали первым скотоводам и земледельцам Русской равнины, которые были похоронены здесь вместе со своим оружием.
Некрополь обнаружили случайно. Собрались строить частную школу на Новорижском шоссе. Вызвали археологов — они обязаны проверить, есть ли в земле что-то культурно ценное. И те наткнулись на следы захоронений. А там — каменные боевые топоры, кремневые топоры-клины, наконечники копий, стрел и лезвия ножей, керамические горшки.
— Все это добро оставили в земле на радость археологам представители фатьяновской культуры, — пояснили «КП» в Институте археологии РАН. — Еще в эпоху средней бронзы.
Топоры сделаны из горной породы габбро-диорит. Это настоящее боевое увесистое оружие, с которым сражались на войне. Если такой штуковиной попасть по голове, ранение будет смертельным.
Могильник получил название «Павловская слобода» — так называется ближайшее село.
Все находки — стандартный набор инвентаря, который сопровождал фатьяновцев в загробный мир (так называемые заупокойные дары). Такие горшки, кстати, часто были украшены орнаментом, который наносили с помощью шнура. Но на найденных сосудах узоров нет.
Находки из некрополя «Павловская слобода» на Истре: Кремневые наконечники стрел. Фото: Институт археологии РАН
В администрации будущей школы говорят, что организуют в своих стенах небольшой музей, в котором выставят копии топоров (настоящие уедут в государственный музей. Обычно находки отправляют в местные музеи, там, где найден артефакт. Но если это какая-то очень важная находка и, например, в местном музее нет условий для хранения, то в федеральный), а место, где были найдены захоронения, тоже отметят — например, создадут виртуальный тур при помощи технологии дополненной реальности.
Археологическая работа, которая закончилась, строительству школы не помешала.
Кстати, за последний год в результате археологической экспертизы земель (которые ведутся перед строительством больших объектов) было обнаружено несколько десятков новых памятников в ближайшем Подмосковье. За каждым из них — ранее неизвестные страницы истории нашего края от каменного века до Средневековья.
Где жили представители фатьяновской культуры
В Тверской, Ярославской, Ивановской, Костромской, Московской, Калужской, Смоленской, Владимирской, Новгородской областях. А также — на территориях современной Германии, Польши, Прибалтики, Финляндии и Беларуси.
СПРАВКА
О существовании фатьяновской культуры стало известно в 1873 году. Алексей Уваров, создатель и первый председатель Московского археологического общества, нашел первый некрополь тех времен в Поволжье, близ деревни Фатьяново (отсюда и название).
По некоторым данным, общались фатьяновцы на балто-славянском праязыке, однако вопрос это спорный. Неясно и происхождение фатьяновской культуры. Ведь еще ни разу не делали анализа палео-ДНК фатьяновцев — просто потому, что палео-ДНК брать было неоткуда (многие некрополи делались в песчаной почве, а в ней кости сохраняются плохо). В том-то и важность истринской находки: на «Павловской слободе» нашли обломок эмали зуба, из которого, если повезет, получится выделить палео-ДНК.
Фатьяновцы были первыми лесными жителями Русской равнины. Разводили скот, занимались земледелием, а также освоили металлургию меди и бронзы. С их приходом, как принято считать, и началась на Русской равнине новая эпоха — бронзовый век.
Доля фатьяновских памятников составляет лишь 0,3% от всех археологических памятников Подмосковья. Это 15 могильников, 21 поселение и одна сезонная стоянка. Как пояснили «КП» в пресс-службе Института археологии РАН, в основном они находятся в долине Москвы-реки, на берегах Рузы и Истры, а также в окрестностях Тростенского озера.
Оригинал earth-chronicles.ru