![](https://strangeplanet.ru/wp-content/uploads/2020/07/d0b2-d181d0bbd0bed0b2d0b0d0bad0b8d0b8-d180d0b0d181d0bad0bed0bfd0b0d0bbd0b8-d0bfd0b5d180d0b2d183d18e-d0bdd0b0-d0bad0bed0bdd182d0b8d0bd-680x340.jpg)
![](https://strangeplanet.ru/wp-content/uploads/2020/07/d0b2-d181d0bbd0bed0b2d0b0d0bad0b8d0b8-d180d0b0d181d0bad0bed0bfd0b0d0bbd0b8-d0bfd0b5d180d0b2d183d18e-d0bdd0b0-d0bad0bed0bdd182d0b8d0bd.jpg)
Она была построена примерно в 1722 году английским инженером и конструктором Исааком Поттером и австрийским архитектором Йозефом Эммануэлем Фишером фон Эрлахом для откачки воды из местной шахты.
Машину обнаружили в шахте Альтхандель в городе Нова-Баня. По словам археолога Матея Стыка из Университета Константина-философа в Нитре, за две недели удалось полностью раскрыть всю площадь машинного помещения размером примерно восемь на четырнадцать метров, остатки которого были скрыты под слоем земли на глубине в 30−40 сантиметров.
Конструкция построенной Поттером в Словакии атмосферной паровой машины разработал английский изобретатель Томас Ньюкомен, однако в историю она вошла не только как ньюкоменовская, но и как «поттеровская огневая машина». В течение нескольких лет Поттер сам управлял машиной, однако добыча на шахте не пошла и поэтому она оказалась выведена из строя. Однако экономическая деятельность на данном месте продолжалась в течение последующих ста лет — внутри машинного зала археологи обнаружили части более поздней постройки, имевшей, по всей видимости, уже другое предназначение.
Местная горная ассоциация считает, что остатки паровой машины должны быть доступны для публики, и предлагает создать на этом месте музей под открытым небом. Кроме того, у ассоциации есть планы восстановить здание машинного и зала и поострить точную копию паровой машины.
Оригинал earth-chronicles.ru