В Адыгее ученые обнаружили феномен разрушения дольменов древними племенами

Ученые во время раскопок в предгорье Адыгеи на могильнике «Севастопольский» выявили феномен разрушения древними племенами дольменов — погребальных и культовых сооружений эпохи средней бронзы. Они считают, что это делалось для проведения ранее не известного науке обряда захоронения, сообщил ТАСС полевой археолог, кандидат исторических наук, заведующий научно-исследовательским отделом Северокавказского филиала государственного музея искусства народов Востока Георгий Годизов.

«При проводимых раскопках могильника «Севастопольский», заложенного, предположительно, в эпоху средней бронзы (вторая половина третьего тысячелетия — второе тысячелетие до н. э. — ТАСС), мы нашли подтверждение версии, сделанной еще с 2015 года при археологических работах на находящемся в Майкопском районе археологическом комплексе «Шушук». По какой-то причине древние люди перестали хоронить своих соплеменников в дольменах, а стали разбирать массивные плиты «каменных домиков» и сооружать из дольменных плит погребальные камеры прямоугольной или квадратной формы. Мы поняли, что это не единичные объекты, и ситуация носит массовый характер. То есть нами выявлен феномен вторичного использования дольменных плит», — сказал он.

Раскопки на могильнике «Севастопольский» провели благодаря гранту Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), выигранному археологом, главным научным сотрудником отдела истории материальной культуры и древнего искусства государственного музея искусства народов Востока Владимиром Эрлихом. В предыдущие же годы все исследования на «Шушуке» — раскопки как могильника, так и древнего поселения — велись по коммерческому проекту с компанией «Волма» на ее гипсовом карьере. В настоящее время ученые выявили несколько десятков захоронений по новому обряду, что позволяет отнести все найденные объекты к так называемому «постдольменному горизонту» эпохи бронзы.

По словам Годизова, после того, как погребение совершалось в каменную раму из дольменных плит, конструкция сверху засыпалась камнями, и получались невысокие курганы. Выявлено, что внутри захоронения кости погребенных расположены не в анатомической последовательности, а хаотично, это археологи называют вторичным погребением. Ученые предполагают, что это было характерно и для предшествовавшей дольменной культуры. Когда человек умирал, его помещали на длительное время на какое-то возвышенное место, а затем уже истлевшие останки либо кости переносились в каменное сооружение.

«Погребальные камеры из дольменных плит представляют собой семейные склепы, где захоронено до восьми близких родственников — мужчины, женщины и дети разных возрастов. В усыпальницах обнаруж лепные сосуды, различные украшения, среди них — бронзовые и серебряные височные кольца, которые носились на кожаных налобных ремешках. Есть сердоликовые бусины, полупрозрачные бусины из кальцита, украшения из кости животных», — рассказал собеседник агентства.

На «Шушуке» выявили еще один способ погребения древнего племени из низшей касты — в естественных природных углублениях, без каменной конструкции. Захороненные помещались туда, как правило, либо совсем без погребального инвентаря, либо с очень скромным.

Горизонты науки
Экспедиция на историко-археологические объекты Майкопского района объединила большую группу российских специалистов — представителей ведущих научных лабораторий и специалистов из России, Германии, США. Им еще предстоит завершить исследования, в частности, изучить ДНК захороненных древних людей по остаткам костей и зубов, сделать выводы на основании радиоуглеродного и почвоведческого анализа.

«На могильнике «Севастопольский» длившиеся месяц раскопки завершены, на «Шушуке» они продлятся до конца сентября, затем в следующем году. Если научно подтвердится идентичность артефактов из комплекса «Шушук» и на могильнике «Севастопольский», можно будет говорить о выявленной в Адыгее постдольменной археологической культуре», — резюмировал археолог.

Своими открытиями Эрлих и Годизов планируют поделиться на международной научной конференции — XXXI Крупновских чтениях «Археологическое наследие Кавказа: актуальные проблемы изучения и сохранения», проведение которой в Махачкале при финансовой поддержке Совета РФФИ в этом году из-за пандемии перенесено на 26-31 октября.

О Майкопской культуре

Представители науки считают дольмены — погребальные и культовые сооружения эпохи ранней бронзы — самыми загадочными памятниками археологии. Происхождение и предназначение уникальных «каменных домиков», чудом сохранившихся на Юге России вопреки агрессивной цивилизации и несовершенству российского законодательства в области охраны памятников истории и археологии, пытается разгадать не одно поколение ученых.

На территории Адыгеи насчитывается порядка 3,8 тыс. объектов культурного наследия, из них более 3,4 тыс. — памятники археологии. Стоянки древних людей, дольмены, курганы вызывают интерес у многих отечественных и зарубежных исследователей. Получила всемирную известность Майкопская археологическая культура, названная по находкам из знаменитого Майкопского кургана «Ошад», раскопанного в 1897 году археологом Николаем Веселовским. Основная территория ее распространения — равнины и предгорья Предкавказья от Таманского полуострова до Чечни.

Люди, создавшие майкопскую культуру, жили в конце четвертого — начале третьего тысячелетий до н. э. Владея искусством добычи и обработки металлов, они изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта, посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разного рода украшения, ритуальные фигурки животных. Владея также гончарным ремеслом, из разных сортов глины они изготавливали различную посуду и другую утварь.


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0

<!—->Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.<!——>
[ <!—->Регистрация<!——> | <!—->Вход<!——> ]

<!— —>
Оригинал earth-chronicles.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *