Сколько вмещает рюмка?

Производство стеклянной посуды в Средние века было хлопотным и недешёвым делом. Поэтому в тавернах ром подавали в деревянных кружках, аристократы пили вино на пирах из металлических кубков. Стеклянная посуда, учитывая её хрупкость и дороговизну, береглась и передавалась как фамильная драгоценность. Для её хранения использовались специальные несессеры и футляры.

Посудный бум

В 1674 году технолог Джордж Рейвенскрофт придумал свинцовое стекло — кристалин. В отличие от классического состава, новое стекло характеризовалось блеском и прозрачностью и было сравнима с горным хрусталём. Причём стоило значительно дешевле. Именно это изобретение на рубеже XVII-XVIII веков спровоцировало в Европе посудный бум. Тогда же придумали основные типы бокалов для различных напитков. Конечно же, в первую очередь стекольщики ориентировались на вино и его производные — коньяк, херес, портвейн.

Если для классического и игристого вина аристократия XVIII века предпочитала большие бокалы на высоких ножках, то пить коньяк или другой крепкий алкоголь из них было не очень удобно. Поэтому уже к 1730-м годам в моду вошли шарообразные бокалы на короткой ножке для крепких напитков (бренди, джина) и «стреляющие бокалы», известные как шутеры, или шоты. По одной из версий, такое название рюмка получила за хлёсткий удар дном об стол. По другой — из-за того, что пить из таких ёмкостей надо резко, так же как стрелять. Верхняя часть шота имеет маленький диаметр, поэтому, если пить напиток с крепким ароматом, нос остаётся за пределами стакана. Разумеется, ёмкость выпитого в таких случаях сильно ограничена. Поэтому шоты не превышают 60 миллилитров. Разновидность шотов в 30 миллилитров в англосаксонских странах называется «пони».

Уже к началу XIX века производство стеклянных изделий было модернизировано. В том числе стаканов и рюмок. В 1840 году в Соединённых Штатах на стекольных заводах появилась технология прессованного стекла. Журнал Hunt’s Merchant’s Magazine в 1846 году писал, что пять рабочих могли произвести прессованием 100 пивных кружек в час, то есть почти 2 кружки в минуту. Ранее для выдувания полноценной кружки стеклодуву требовалось более 5 минут. Разумеется, более мелкие ёмкости, такие как шоты и рюмки, тоже штамповались тысячами штук.

За что полагалась добавка?

Реформы Петра I по приобщению России к Европе не могли не сказаться и на культуре потребления спиртных напитков. Ранее в кабаках посетителям подавали медовуху и брагу в больших деревянных кружках. Император, пытаясь насадить культуру пития, как в Европе, повелел для привлечения народа подавать первую рюмку «за счёт заведения». С расчётом на то, что, выпив, человек закажет ещё спиртного и закуску к нему. Вот только трактирщики прекрасно знали русского человека и понимали, что многие будут приходить в трактир, выпивать бесплатную порцию и уходить. Поэтому они заказали у стекольщиков рюмки особо малого размера, которые вмещали от 10 до 15 миллилитров жидкости — ровно столовую ложку. В народе такая рюмка получила название «муха». Вроде бы и указ царский соблюдался, и выпивка не транжирилась. Но любители халявы нашли выход — перемещаясь по трактирам, они выпивали такое количество «мух», что немало напивались. Отсюда и пошло выражение «ходить под мухой».

В 1718 году Пётр I учредил ассамблеи. Спиртное на этих сборищах текло рекой. Император сам пил немало и следил, чтобы гости не отлынивали. Тем же, кто опоздал, Пётр приказывал выпить «штрафную» рюмку. Впрочем, от рюмки здесь одно название, ибо объём петровской «штрафной» составлял 600 миллилитров, и выпить её надо было полностью. По слухам, такая рюмочка умертвила нескольких иностранных послов, не привыкших пить водку в таком количестве. «Штрафная» рюмка императора имела и другую особенность — её нельзя было поставить на стол, ибо ножка не имела основания. Стеклянная ёмкость крепилась к стержню в виде морского конька или шпаги.

С именем Петра связана и другая легенда — про гранёный стакан, который, по сути, тоже можно считать рюмкой, ибо его ёмкость начинается с 50 миллилитров. Так вот — владимирский стеклодув Ефим Смолин преподнёс свой «гранчак» Петру I, заверив царя, что его нельзя разбить. Петру подарок понравился, стеклянный стакан был удобней деревянных кружек и за счёт граней удобно держался в руке. Выпив из него водки, самодержец решил проверить его прочность и со всего маху кинул на пол. Стакан разбился, но царя это нисколько не огорчило. Он крикнул: «Стакану быть!». Дворяне, сидевшие рядом, осушив свои стаканы, услышали: «Стаканы бить!» С тех пор появился обычай бить рюмки после питья спиртного.

Забытый лафитник

После Петра I российские императоры имели большой процент немецкой крови. Но всем известное слово «рюмка», хоть и произошло от немецкого слова Romer («стакан для вина»), пришло на Русь куда раньше. Во времена Дмитрия Донского (XIV век) люди произносили это слово ещё как «ромейка», а уже позднее оно трансформировалось в «рюмку». А вот стопка — современный синоним рюмки — хоть и имеет славянские корни, но означает совсем другое. По Далю, стопка — это стакан, вмещающий 100 граммов, и деревянный гвоздь в стене. А вот москвичи и туляки стопками именовали спички, а рязанцы — занозы! По другой версии, стопа — древнерусская мера объёма вина, и равнялась она 1/5 ведра. Тоже не очень логичное объяснение. Некоторые считают, что слово «стопка» произошло от «сто грамм». Хотя стопки по объёму бывают и меньше, и больше ста граммов водки.

А вот другое название рюмки — лафитник — сегодня почти не используется. Хотя ещё век назад оно было популярно. От обычной рюмки лафитник отличает форма, схожая с тюльпаном, на устойчивой ножке. На классическом лафитнике обязательно присутствовали грани и резьба, наносимые мастером-стеклодувом. То были фирменные отличия лафитника от рюмки. Своим происхождением лафитник обязан дорогому вину Chateau Lafite-Rothschild, полюбившемуся русской аристократии. Цена у этого красного напитка была немалой, и простолюдины не могли себе его позволить. Но и богатые аристократы не могли пить его бокалами, а предпочитали цедить из маленьких рюмок — лафитников. Дабы подчеркнуть благородство вина, лафитники , изготавливались такой изящной и красивой формы.

После Гражданской войны, когда импорт французских вин в Россию иссяк, лафитники оставались по-прежнему в моде, но пили из них уже водку и коньяк. Тем паче что в процессе индустриализации появилась технология прессованного стекла, и лафитники упали в цене, став доступной посудой. Писатели той эпохи часто упоминали лафитник в своих шедеврах.

Так, Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» писал: «Супруга его принесла из кухни аккуратно нарезанную селёдочку, густо посыпанную зелёным луком. Никанор Иванович налил лафитничек, выпил, налил второй, выпил, подхватил на вилку три куска селёдки…» Ильф и Петров в «Золотом телёнке» тоже не обошли его вниманием: «…Пели до тех пор, покуда любимый начальник не осушил изрядного количества лафитничков и высоких севастопольских стопок, после чего, в свою очередь, колеблющимся голосом начал песню…». Сегодня лафитники хоть и производятся промышленностью, но утратили прежнее имя. Мелкую ёмкость для водки люди предпочитают называть и рюмкой, и стопкой. И вряд ли что-то с этим можно сделать.


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0

<!—->Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.<!——>
[ <!—->Регистрация<!——> | <!—->Вход<!——> ]

<!— —>
Оригинал earth-chronicles.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *