Примерно в 1112 году между двумя королями с простыми камбоджийскими именами — Сурьяварманом II и Дхараниндраварманом I — произошла решающая битва. Когда монархи сблизились, Сурьяварман перепрыгнул со своего боевого слона на боевого слона противника и сразил неприятеля мечом. Камбоджа стала единой.
Ангкор-Ват — жертва технологических ошибок
Из индуистских богов более других король-победитель почитал Вишну, в честь которого и решил возвести храмовый комплекс, первоначально называвшийся «Врах Вишнулока», то есть «обитель Вишну». «Ангкор-Ват» означает «столичный храм», поскольку сам храм являлся частью столичного мегаполиса Ангкора с населением около 1 миллиона человек и общей площадью 200 квадратных километров. Непосредственно в Ангкор-Вате жили порядка 3-4 тысяч человек, в основном культовых служителей.
Анкгор-Ват представляет собой окружённый рвом и огороженный стеной прямоугольник со сторонами 1,5 на 1,3 километра с единственными воротами на западе. Пройдя через них, посетитель движется по дороге, огороженной парапетом и скульптурами семиглавых змей-нагов.
На вершине горы находятся пять главных храмовых башен, обходные галереи которых обрамлены трехъярусными барельефами с эпизодами индуистской мифологии. Здания и водоёмы внутри комплекса как бы разделяли его на множество ячеек. Вся территория включала 283 строения и 250-300 искусственных водоёмов.
Вероятно, первым из европейцев в 1585-1586 годах город посетил португальский монах-капуцин Антониу да Мадалена, но Анкгор к тому времени уже был заброшен. Настоящее открытие «мёртвого города» связывают с французским ботаником Анри Муо, который вышел на него 22 января 1861 года во время путешествия по джунглям.
Сегодня Ангкор-Ват изображён на флаге Камбоджи, является главной достопримечательностью страны и внесён в список международного культурного наследия ЮНЕСКО. При этом так до конца и не разгадана тайна его упадка. В период строительства Анкгор-Вата древняя Камбоджа переживала период расцвета, включая помимо нынешней территории страны изрядные куски Малайзии, Таиланда, Лаоса, Вьетнама. Но и в XV веке, когда комплекс начал без видимых причин «чахнуть», никаких особых катаклизмов не наблюдалось.
Возможно, корень бед заключался в слишком мудреной и несовершенной системе ирригации всего региона. Древнейшие поселения на месте будущего комплекса появились ещё в VI веке. Чуть позже начали прорываться первые оросительные каналы. Когда Сурьяварман II всерьёз занялся комплексом, стала развиваться и ирригация, но развивалась она без чёткого общего плана.
К XIV веку орошающие район реки обмелели, поскольку их вода оказалась отведена в каналы и искусственные водоёмы. Между собой элементы этой ирригационной сети были связаны плохо. Те из них, которые находились в «верховьях» системы, зарастали илом и тиной. Каналы в «низовьях» лишались питательных веществ.
Причиной сбоев мог стать чуть более сухой или чуть более дождливый год, чем обычно. Если же такие года повторялись несколько раз подряд, ирригационная система уже не могла обслуживать всех потребителей.
Особенно продолжительным выдался засушливый цикл 1350-1370-х годов, после которого в мегаполисе и началось запустение. Власти Камбоджи решили провести дополнительные ирригационные работы, но складывавшаяся на протяжении пяти веков система оказалась настолько сложна, что попытки улучшить её только усугубляли проблемы. Окончательно добили Ангкор новый 20-летний засушливый цикл 1400-1420-х годов и нападение войск тайского королевства Аютхайи в 1431-м.
Столица переместилась в Пномпень, а территория Ангкора поглощалась джунглями. Более-менее обитаемым оставался только участок храмового комплекса, где даже в самые унылые времена жили преданные поклонники Вишну.
В наши дни комплекс ежегодно посещают около 2 миллионов человек, так что для бедной Камбоджи он является настоящим кормильцем.
И Шива с вами!
В 1336 году, в период когда Ангкор-Ват вступил в пору упадка, сравнительно по соседству, на южной части полуострова Индостан появилось новое государство — Виджаянагарская империя.
Это имя она получила по названию столицы — городу Виджаянагаре, что в переводе означало «город победы». Расцвета империя достигла при махарадже Деварайе II, правившем в 1423-1446 годах, когда его армии вторгались на Цейлон и в Бирму. Смогли бы завоевать Бирму, следующей была бы Камбоджа…
«Ядром» империи стала историческая область Кишкиндха, где, если верить эпосу «Рамаяна», находилось царство ванаров — людей с обезьяньими головами, ростом не более 1,5 метра, воинственных, трудолюбивых и немного раздражительных.
Город Виджаянагара вырос на берегу реки Тунгабхадры, образовавшейся из слияния рек Тунги («высокая») и Бха-дры («счастливая»). Численность его населения составляла около 500 тысяч жителей, что примерно в 15 раз превосходило численность населения тогдашнего Лондона.
Основные доходы страны обеспечивались золотыми приисками и алмазными копями, описанными побывавшим здесь венецианским купцом-путешественником Марко Поло.
Помимо роскошных дворцов и богатых рынков, имперская столица была славна индуистскими храмами. В самом городе и его окрестностях были установлены тысячи мурти — высеченных из валунов изваяний индуистских богов и дэвов. Но если в Ангкор-Вате безусловно царил Вишну, то в Виджаянагаре его приверженцы уступили первенство поклонникам Шивы.
Судя по тому, как менялось количество храмов того или иного бога, исследователи делают вывод, что борьба была долгой и упорной.
В каких-то случаях дело доходило до вооружённых столкновений, что, вероятно, сыграло роль и в последующей гибели империи.
Ослабнув из-за внутренних распрей, Виджаянагара не смогла выдержать войну с пятью мусульманскими султанатами. Решающее сражение при Таликоте произошло 23 января 1565 года. По самым умеренным оценкам, имперская армия состояла из 140 тысяч пехотинцев, 10 тысяч всадников и не менее 100 боевых слонов. Общая численность мусульманского войска оказалась примерно такой же, с серьёзным превосходством в кавалерии и меньшим количеством пехоты. Боевых слонов у врага не было совсем, зато имелось несколько десятков приобретённых у европейцев артиллерийских орудий. Это и стало одной из причин победы мусульманского войска.
Фактический правитель империи Рамарайя попал в плен и был казнён. Номинальный правитель Садаши-варайя успел собрать караван из почти 500 слонов, на которых эвакуировался со своими приближёнными и несметными сокровищами. На юге Индостана он держался ещё шесть лет, пока не был свергнут и убит одним из приближённых.
Победители грабили столицу империи в течение шести месяцев, и, хотя мирных жителей особо не убивали, город после их ухода обезлюдел. Попавшиеся под руку мурти мусульмане старались уничтожать как символы идолопоклонства.
Виджаянагара, ранее выросшая из деревни Хампи, потеряла своё славное имя и снова стала деревней. Правда, сегодня эта деревня тоже внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Среди сохранившихся здесь архитектурно-религиозных памятников наиболее известен посвящённый Шиве комплекс Вирупакша, возведённый, кстати, ещё до создания Виджаянагарской империи. Главный храм состоит из святилища, трёх примыкающих к нему палат, а также покрытой залы и открытой площадки с колоннами. У входа в комплекс стоит надвратная башня — гопурам — высотой 48 метров.
Вероятно, по той причине, что Виджаянагарскую империю Шива всё же не спас, сегодня местные жители поклоняются не только ему, но и другим индуистским божествам — Бхуванешвари и Пампи. Но Шива всё же главнее.
Жертвоприношения на пирамидах
Из всех цивилизаций Нового Света самой загадочной считается цивилизация майя. Удивительные прорывы в науке и материальной культуре были для них столь же характерны, как и жестокие обряды.
Человеческие жертвоприношения обычно совершались на вершинах ступенчатых пирамид, которые использовались также и для астрономических наблюдений.
В отличие от инков и ацтеков, майя не создали огромной империи, а существовали в виде нескольких государств, то враждовавших, то — заключавших союзы. Одним из них было Мутульское царство (на севере современной Гватемалы). Его столицей являлся город Тикаль, что переводится как «место, где слышны голоса духов». Известно и более древнее название Йаш-Мутуль — «зелёная связка».
Город возник в I веке, а в 378 году был захвачен и разрушен войсками государства Теотиуакан. Последний царь из местной династии погиб, а на престол посадили сына царя-победителя. Внутреннее убранство храмов переделали под божеств из теотиуаканского пантеона.
Этот период именовался «новым порядком» и шёл на спад по мере того, как завоеватели ассимилировались.
В правление Сийах-Чан-Кавииля II (411-456) мутульские боги вернулись на прежнее место, однако уже в 562 году город подвёргся очередному разгрому — на сей раз войсками канульского царства. Последовал долгий период запустения, тянувшийся до конца VII века. Потом началось плавное восстановление мощи.
Царь Йикин-Чан-Кавииль в 736 году с лихвой рассчитался с врагами, разгромив канульцев и казнив их царя на вершине пирамиды.
В этот же период в столице было воздвигнуто самое большое сооружение майя (высота — 64 метра). Ещё два меньших по размерам храма ограничивали рыночную площадь и примыкали к Северному акрополю со множеством культовых сооружений. Южнее находился центральный акрополь. Храм отделял от «сердца города» Южный акрополь. Площадь семи храмов смыкалась с комплексом «Затерянный мир», представлявшим собой нечто вроде ВИП-квартала. Там же находились обсерватория, общественные здания и спортивные площадки. Население собственно столицы должно было составлять 45-50 тысяч жителей, хотя с учётом жителей пригородной зоны эту цифру следует увеличить минимум в два раза.
Причины, по которым в следующие столетия город пришёл в упадок и обезлюдел, являются предметом научных дискуссий. Возможно, сыграло роль крупное военное поражение 817 года от альянса царств Караколя и Уканаля, но эта неудача не привела к падению столицы.
Другое объяснение сводится к внутренним смутам и междоусобицам в государстве, греша отсутствием конкретики. С инфраструктурой все было нормально. Тикаль находился на известняковом плато, не испытывал проблем с водой и снабжением продовольствием.
Произошедший в IX веке массовый исход пытались объяснить некоей эпидемией, но такое бедствие должно было привести к увеличению количества захоронений, что в случае Тикаля никак не подтверждается. Да и следов эпидемии при исследовании многочисленных останков того времени также не обнаружено.
Немногочисленные индейцы жили в здешних местах до XI века, а потом началось полное запустение и подходы к Тикалю заросли джунглями. Только в 1848 году губернатор провинции Петен Амбросио Тут организовал научную экспедиции и фактически открыл руины этой древней цивилизации для мира. Однако политические и финансовые реалии Гватемалы были таковы, что всерьёз заниматься Тикалем оказалось некому.
Ситуация изменилась только в 1951 году, когда возле затерянного города оборудовали лётную полосу. Сегодня комплекс более-менее приведён в порядок и может принимать туристов. Иногда эти живописные руины фигурируют в голливудских блокбастерах — например, в «Звёздных войнах». Но в плане прояснения тайн Тикаля работы ещё край непочатый.
Впрочем, то же самое можно сказать и о других «мёртвых городах», хранящих загадок не меньше, чем Атлантида.
Маугли и бандерлоги
В «Книге джунглей» Киплинга маленького Маугли бандерлоги (обезьяны) уносят в «мертвый город».
Поскольку похитителей можно трактовать как «опустившихся» полулюдей-полуобезьян — ванаров, речь, скорее всего, идёт о Виджаянагаре. А вот другой «мёртвый город», где Маугли находит Железный зуб (нож), схож с Ангкор-Ватом.
Поделитесь в социальных сетях
Комментарии 0
[ <!—->Регистрация<!——> | <!—->Вход<!——> ]
<!— —>
Оригинал earth-chronicles.ru